Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Теплица + Group Copy odnoklassniki Created with Sketch. path9 Created with Sketch. Shape Created with Sketch. g15 Created with Sketch. vkontakte Created with Sketch. whatsup Created with Sketch. 1449088535_18-youtube Created with Sketch. Group Created with Sketch.

Детская непосредственность часто ставит взрослых в тупик. Иногда в вопросах детей заложен далеко не тот смысл, который видят взрослые. Для ребенка нет разделения на людей с ограничениями и без, дети…

Детская непосредственность часто ставит взрослых в тупик. Иногда в вопросах детей заложен далеко не тот смысл, который видят взрослые. Для ребенка нет разделения на людей с ограничениями и без, дети тянутся к тем, с кем можно поиграть, пообщаться, посмеяться.
В нашей семье двое детей — четырехлетний слепоглухой Елисей и абсолютно здоровый восьмилетний Владислав. Последние полгода у них проявилась невероятная любовь друг к другу, они стали вместе играть, прыгать, смеяться. Для Владика Елисей — маленький веселый смешной ребенок, «братюшка Лисюшка», который скоро вырастет и научится видеть и слышать. И, когда в нашем окружении появляются малыши, Владик иногда спрашивает: «Он вырастет таким же, как Лисюшка?». Этот вопрос вызывает заметный бунт у родителей малыша, они сразу практически вскрикивают: «Нет!». После трех таких ситуаций я попросила Владика больше такой вопрос не задавать. «Мам, когда малыш подрастет, ему нельзя будет дать шоколадку?» «Можно.» «Мам, а прыгать и играть малыш научится?» «Конечно!» «А почему тогда он будет не такой, как Лисюшка?» Вот стоит ли ребенку объяснять, почему другие родители не хотят сравнивать своего ребенка с Елисеем? О том, что окружающие по разному относятся к людям с ограничениями, или просто боятся «накаркать», отвечая «Да», потому что вкладывают в этот вопрос совсем иной смысл? Я очень рада, что мой сын не делает различий между людьми, и именно такое восприятие, не испорченное взрослыми установками, помогло ему подружиться с очень необычным Человеком.
Знакомство Владика с Александром Васильевичем произошло в июне 2016г. в Летней школе, организованной фондом «Со-единение». Пока я, взрослый человек, преодолевала свои страхи и сомнения, Владик уже называл Александра Васильевича «Ёжиком» и рассказывал про младшего брата! Писать сотни букв на ладони Суворова — это гораздо интереснее, чем выводить предложение в тетради! На второй встрече Владик под руководством Александра Васильевича уже учил дактиль, а я в сторонке за ними повторяла. А в августе, в Маминой школе в Нижнем Новгороде, Владик уже общался с Александром Васильевичем, как будто знает его всю жизнь, и, конечно же, уже дактилируя!
В сентябре начались занятия в школе, второй класс. Одно из первых домашних заданий — подготовить сообщение об известном человеке. Как может восьмилетний ребенок рассказывать о том, кто когда-то где-то жил, чем-то знаменит? Только выучив наизусть то, что предлагает интернет. Насколько интересно ребенку будет пересказывать даты и открытия, о которых до вчерашнего дня он ничего не знал? А интересно ли будет другим слушать этот монотонный текст? Решили рассказать про Александра Васильевича Суворова! Самым сложным моментом оказалось убедить Владика начать с биографических фактов, а потом и выучить их. Краткая серьезная биография никак не увязывалась в детской голове с образом человека, которого он знает. С каждым предложением появлялось все больше вопросов. «А почему Александр Васильевич потерял слух и зрение? А Елисею тоже придется уехать учиться без нас? А почему Александру Васильевичу нужны были специальные переводчики для обучения в университете — мы же смогли выучить дактиль? А как выглядят книги с точечным шрифтом? А можно я ему письмо так напишу? А как он их научился читать? А если Елисею дать такую книжку — он прочитает сказку? А как Александр Васильевич научился говорить? А давай и Елисея так научим? У Александра Васильевича есть Орден? Орден Буратино? А я могу ему свой орден нарисовать?»… В общем, на 15 предложений биографии — десятки вопросов. Вторая часть сообщения состояла из впечатлений Владика о знакомстве с Суворовым и общении с ним. Эту часть мы даже не стали записывать на листочек, как шпаргалку, — Владик рассказывал о том, как писал Александру Васильевичу буквы на ладони, как весело учил с ним дактиль, о добром характере «Ёжика», как здорово он играет на губной гармошке и еще много-много всего. Судя по тому, что учительница поставила пятерку и разрешила Владику дать одноклассникам домашнее задание (выучить хотя бы одно слово дактилем) — доклад ее заинтересовал, и она была совсем не против того, что герой нашего рассказа не Пушкин-Моцарт-Наполеон!

Леонова Ирина, мама Владислава и Елисея

14915674_326148721081775_7444753621707113055_n

Общероссийский журнал для слепоглухих «Ваш собеседник»

Яндекс.Метрика

2017 © Все права защищены

Сайт сделан
при поддержке
Опубликовано
favorite_border