Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Теплица + Group Copy odnoklassniki Created with Sketch. path9 Created with Sketch. Shape Created with Sketch. g15 Created with Sketch. vkontakte Created with Sketch. whatsup Created with Sketch. 1449088535_18-youtube Created with Sketch. Group Created with Sketch.

12-13 февраля в центре «Благосфера» состоялся научно-практический обучающий семинар «Активная жизненная позиция людей с сочетанными нарушениями зрения и слуха: от диагностики до реализации прав на достойную жизнь», который организовали РБОО…

dsc_0513-755x380_t

12-13 февраля в центре «Благосфера» состоялся научно-практический обучающий семинар «Активная жизненная позиция людей с сочетанными нарушениями зрения и слуха: от диагностики до реализации прав на достойную жизнь», который организовали РБОО «Центр лечебной педагогики» и Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». 113 специалистов из 16 регионов России прослушали лекции ведущих экспертов в сфере помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) и приняли участие в практических мастер-классах.

Семинар открыл президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов. Он подчеркнул, что Фонд готов оказывать поддержку не только людям с сочетанными нарушениями зрения и слуха, но и другим людям с ТМНР. Реализации прав таких людей и нормализации их жизни было посвящено выступление директора РБОО «Центр лечебной педагогики» Анны Битовой. Она отметила, что права особого человека – это не «особые права», а просто права человека, поэтому соблюдение их важно для всех.

Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ Татьяна Басилова рассказала участникам семинара об истории изучения и обучения слепоглухих детей в нашей стране, начиная с середины XX века и заканчивая 2015 годом, когда был создан ресурсный центр Фонда «Со-единение».

Эксперт Центра лечебной педагогики Анна Пайкова представила результаты проекта ЦЛП и «Со-единения», посвященного обследованию детей с ТМНР, включающими нарушения зрения и слуха в московских Центрах содействия семейному воспитанию (так сейчас называются интернатные учреждения). В 2015-2016 годах команда проекта проводила анкетирование в шести государственных и одном частном детском доме и очно обследовала 50 детей.

С помощью статистики было наглядно продемонстрировано, что дети, которых перевели из государственных учреждений в частный Свято-Софийский детский дом, стали лучше развиваться. Это произошло благодаря изменению условий – развивающей среде, появлению значимых взрослых у каждого ребенка и более квалифицированной реабилитационной помощи. Яркую историю создания этого детского дома рассказала его директор Светлана Бабинцева.

Следующие четыре доклада касались конкретных инструментов и технологий. Врач-офтальмолог Оксана Агеенкова проинформировала участников семинара о современных методах диагностики зрительных функций у детей разного возраста. Сурдопедагог, основательница Центра по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей Эмилия Леонгард, представила основные методы диагностики и коррекции слуха у детей. Специалисты ЦЛП Татьяна Бондарь и Анна Пайкова рассказали о средствах дополнительной и альтернативной коммуникации, а врач-невролог Марина Комарова привела примеры современных технических средств реабилитации детей и взрослых с двигательными нарушениями.

Существенная часть семинара была отведена мастер-классам. Больше всего внимания СМИ привлек диагностический чемоданчик, презентованный во время мастер-класса «Знакомство с методикой комплексной диагностики детей с сочетанными нарушениями зрения и слуха». Чемоданчик с разнообразным сенсорно привлекательным материалом, включая две жестяных кружки, колокольчик, музыкальную шкатулку и фонарики, – составная часть авторской методики Ирины Верещаги, Ирины Моисеевой и Анны Пайковой.

«Применив нашу методику, специалист в детском доме-интернате сможет заподозрить, что у ребенка есть проблемы со слухом и/или со зрением, – говорит Анна Пайкова. – Иногда эти проблемы неочевидны. Мы придумали способ оценить возможности ребенка в разных сферах жизни и понять, нужны ли ему более серьезные медицинские обследования. Кроме того, на основе нашей первичной диагностики можно определить, в каких направлениях должны двигаться учителя, родители и воспитатели, чтобы получить быстрый и заметный результат. Качество жизни во многом определяется тем, насколько быстро человек получает информацию из окружающего мира и успевает на нее реагировать – поэтому детям с выраженными нарушениями зрения и слуха сложнее учиться спонтанно и естественно без посторонней помощи. Так что своевременная диагностика и коррекция этих нарушений очень важна».

Мастер-классы по развивающему уходу и сенсорной интеграции также вызвали большой интерес аудитории. Развивающий уход, о котором рассказывали двигательные терапевты Ирина Посашкова и Ольга Бояршинова, – это подход, при котором дети с самыми тяжелыми нарушениями, лишенные возможности самостоятельно перемещаться и обслуживать себя, тем не менее, могут быть включены в общение и обучение в процессе ухода за ними. А сенсорно-интегративный подход, недавно получивший широкую известность в России, может быть удачно применен для реабилитации детей с ТМНР – благодаря педагогам ЦЛП Вере Битовой и Николаю Ерохину участники семинара смогли прочувствовать это на себе.

«Для меня семинар оказался крайне интересным и полезным, – говорит учитель-дефектолог ЦЛП Татьяна Будильцева. – Очень вдохновили слова президента фонда «Со-единение» о том, что фонд готов расширить поле деятельности. Интересно было послушать корифеев: Татьяну Александровну Басилову, Эмилию Ивановну Леонгард, Оксану Александровну Агеенкову. Очень важно, чтобы близкие детей с ТМНР понимали, что, сняв или скорректировав определенные нарушения зрения и слуха, можно решить другие проблемы – например, с речью».

Источник

Общероссийский журнал для слепоглухих «Ваш собеседник»

Яндекс.Метрика

2017 © Все права защищены

Сайт сделан
при поддержке
Опубликовано
в рубрике
favorite_border