30 ноября 2016 г. Правительством РФ было принято постановление No 1268, которым был расширен перечень импортных медицинских изделий, в том числе и технических средств реабилитации для инвалидов, которые были запрещены к закупкам для…
30 ноября 2016 г. Правительством РФ было принято постановление No 1268, которым был расширен перечень импортных медицинских изделий, в том числе и технических средств реабилитации для инвалидов, которые были запрещены к закупкам для государственных и муниципальных нужд. Среди прочих технических средств реабилитации в данном перечне упоминаются и неимплантируемые слуховые аппараты. Поскольку вышеуказанное постановление вызвало широкий резонанс среди наших читателей, мы читаем необходимым прокомментировать его основные моменты. С этой целью мы обратились к нашему постоянному автору – юристу Дмитрию Балыкину.
– Дмитрий, прежде всего, хотелось бы уточнить, означает ли вышеуказанное постановление полный запрет на закупки слуховых аппаратов зарубежного производства и других ТСР, как об этом написали некоторые СМИ?
– Нет, слуховые аппараты зарубежного производства в России продавать никто не запрещает, но при их госзакупках установлены серьезные ограничения в интересах отечественных производителей. Постановление Правительства РФ No1268 так и называется «О внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Далее я постараюсь кратко объяснить суть этого постановления.
Все ТСР, предоставляемые инвалидам органами ФСС РФ или в некоторых регионах органами социальной защиты населения приобретаются по государственным контрактам, которые заключаются в строгом соответствии с законодательством о госзакупках. Они закупаются путем проведения конкурсов. Именно на эти ситуации и распространяются ограничения. Согласно установленным правилам, все заявки, содержащие предложения о поставке импортных медизделий, отклоняются, если на конкурс по определению поставщика подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям документации о закупке и содержащих предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, которые включены в перечень и страной происхождения которых является Россия, Армения, Белоруссия или Казахстан. При этом такие заявки не должны содержать предложений о поставке одного и того же вида медизделия одного производителя. Проще говоря, указанные в перечне ТСР, хоть и не были полностью запрещены, но отечественные производители аналогичных ТСР получили преимущество при их закупке. Применительно к слуховым аппаратам указанные ограничения появились не сейчас, а гораздо раньше, в феврале 2015 г., когда постановлением Правительства РФ No 102 от 05.02.2015 была утверждена первая редакция этого перечня. Постановлением Правительства РФ No 1268 этот перечень был существенно расширен. Пострадают от такого расширения, на мой взгляд, прежде всего, инвалиды с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, потому что ранее коляски, ходунки и некоторые другие необходимые им ТСР в данном списке отсутствовали.Дискуссия в социальной сети «Фейсбук» по поводу постановления No 1268 в группе о проблемах слепоглухих показала, что большинство потребителей не доверяют отечественным слуховым аппаратам и боятся на них переходить.
– Возможно ли сейчас получение слепоглухими давно и хорошо себя зарекомендовавших слуховых аппаратов от ведущих зарубежных производителей?
Я не берусь что-либо говорить про отечественные слуховые аппараты, потому что никогда ими не пользовался. Думается, что прежде чем массово переходить на них необходимо провести масштабное тестирование заинтересованными пользователями. Это должно быть важно и для производителей отечественных СА, остро нуждающихся в доверии потребителей. Возможность получения слуховых аппаратов зарубежного производства у инвалидов остается. Здесь необходимо напомнить, что обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее ИПРА).
Именно на основании ИПРА и формируется техническое задание. Если рекомендации ИПРА инвалида являются типовыми, например, «обеспечение мощным многоканальным цифровым слуховым аппаратом» и этим характеристикам будут соответствовать как отечественный, так и импортный аппарат, вероятно, для инвалида будет приобретена отечественная модель СА. Если же в ИПРА инвалида указаны те или иные конкретные характеристики слухового аппарата, связанные с состоянием его слуха, и отечественного слухового аппарата с такими характеристиками не существует, в этом случае будет приобретен импортный слуховой аппарат. Готовясь к написанию этой статьи, я провел анализ информации о закупке слуховых аппаратов в некоторых регионах РФ. Согласно информации взятой с сайтов ФСС, импортные слуховые аппараты в некоторых случаях всё-таки приобретаются. Например, это происходит при обеспечении ТСР детей-инвалидов. Следовательно, многое здесь зависит от качества рекомендаций сурдолога и их отражения в ИПРА инвалида. Кроме того, у инвалида, как и прежде, остается возможность купить необходимый ему слуховой аппарат за собственный счет и обратиться за компенсацией понесенных расходов в органы ФСС РФ или в некоторых регионах, например в Москве, в органы социальной защиты населения. При этом важно помнить, что компенсация не может превышать стоимость аналогичных технических средств, приобретенных уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки ТСР (последней завершенной процедуры осуществления закупки). Она может быть меньше, чем затраченная инвалидом сумма. Размеры компенсаций нужно уточнять в органах ФСС РФ или социальной защиты вашего региона.