Предлагаем вашему вниманию дневниковые записи Юлии Кремневой из Нижнего Новгорода. Она – мама двоих детей: одиннадцатилетней здоровой Сони и восьмилетнего тотально слепоглухого от рождения Пети. Благодаря материнской любви, заботе, специальному…
Предлагаем вашему вниманию дневниковые записи Юлии Кремневой из Нижнего Новгорода. Она – мама двоих детей: одиннадцатилетней здоровой Сони и восьмилетнего тотально слепоглухого от рождения Пети. Благодаря материнской любви, заботе, специальному обучению сын растет жизнерадостным, смелым и любознательным мальчиком. С декабря прошлого года ему подобрали аппараты и сейчас развивают слух. Юлия активно включилась в общественную работу в фонде «Со-единение»: она руководит региональными отделениями Сообщества семей слепоглухих. (текст печатается в сокращении)
Нам постоянно приходится делать выбор. Когда ты один, цена выбора – только твоя жизнь. А когда ты родитель – цена гораздо выше. И она неизмерима, если в семье ребенок, который не видит и не слышит. Выбор – специальной системы воспитания. И постоянная перенастройка этой системы, иногда долгая и болезненная.
Год назад был выбран такой план: группа близких моему Пете людей вместе с ним едет в Москву – учиться, как нам жить дальше, как учить Петю. Жилье забронировано, билеты куплены. В плане – посещение Ресурсного центра в Ясенево и Сергиево-Посадского детского дома.
Приехали из Нижнего поздно. Встретила бодрая девушка. Очень упирала на то, как заботится о квартире и как ей важно, чтобы нам было хорошо. Что в квартире хорошая энергетика и что она нас понимает, как никто. Пропустив все эти речи (особенно про энергетику) и посмотрев по сторонам, я поняла, что квартира превзошла все ожидания. А точнее – мы «попали». Не так чтобы очень, но соотношение цена-качество не в нашу пользу. Дверь разломана, пыль везде, чьи-то носки и смятая салфетка под кроватью, можно продолжать и продолжать. Хорошо, что не месяц здесь жить.
В таких случаях сразу вспоминаю «Сказку о рыбаке и рыбке». В половине двенадцатого ночи, в чужой квартире, с ребенком – честно скажу, я борец никакой. Уходить в ночь с гордо поднятой головой не буду. Поэтому прощаем, остаемся, потерпим… Петька в холодной комнате относительно быстро заснул. Вот он – первый плюс.
На следующий день – прогулка-разведка. Петя по неряшливой квартире не очень охотно перемещается, даже не сделал попытки залезть в ванную комнату. Показатель, кстати. Но вот откуда он может знать, что там не очень чисто? А ему не нужно знать, он ЧУВСТВУЕТ. Я в этом не сомневаюсь. По полу гуляет ветер, а Петя ходит босиком. При отсутствии слуха и зрения такими источниками информации, как ноги, не пренебрегают. Лишь бы не заболел…
Зато есть пианино – Петя оценил. Второй плюс. После десяти минут музыкальных экспериментов пришла соседка. Поинтересовалась, зачем мучаем инструмент. Объяснили ситуацию: мальчик слепоглухой, первый опыт, вибрация… После девяти часов попросила мальчика от инструмента отлучать. Вошла в положение – спасибо ей!
Назавтра в Ресурсном центре встретились и поговорили со всеми, с кем смогли и успели. Идей и планов много. Значит, не зря приехали!
Вечером выезжаем из квартиры с «хорошей энергетикой». На ночь раньше, к моей подруге. Принимать жилье приходит другая девушка (с охранником – на всякий случай). Претензий к нам нет. Это хорошо, хотя и смешно. Без пробок долетаем до подруги за сорок минут. Ура! Прекрасно, когда есть друзья.
Петька прямой наводкой идет к игрушкам. И, к нашему удивлению, находит там мышку, сильно заинтересовавшую его еще в наш приезд сюда в июне. А потом бежит в ванную купаться. Почувствуйте разницу! Переночевав, уезжаем в Сергиев Посад, в интернат для слепоглухих детей. Учреждение, ставшее с некоторых пор очень значимым для меня. Место тревог и надежд. Сказали бы мне об этом лет десять назад – не поверила бы, что судьба приведет меня именно сюда.
Мы вновь приехали, чтобы получить рекомендации и двигаться дальше. Петю педагоги вспомнили. Он отцепляется от мамы, переходит к психологу и педагогам. Они начинают его потихоньку занимать и наблюдать за ним: что может, чему научился, как реагирует. Петя заинтересован, но сдержан.
А я наблюдаю и понимаю, что подготовительная работа сделана, и, как бы мы ни старались, теперь нам за ним не успеть. По-другому говоря, мы уже едва ли в состоянии удовлетворить возрастающую Петькину потребность в дальнейшем развитии. Со временем потребности меняются, а значит, при отсутствии необходимого обучения начнется деградация. Мы не можем по-быстрому узнать то, что знают наши слепоглухие дети. Мы не можем создать вокруг них такую систему, проверенную годами. Я говорю «мы», потому что в Петином обучении участвуют несколько человек – уже ставших нам близкими. Я не могу возложить на них одних такую ответственность. Это нечестно. Ведь это МОЙ ребенок. Обучаемся мы вместе, но выбор делать мне.
Интернат при живой матери, с ума сойти… Но ведь все ходят учиться в созданные для этого заведения, получая систему знаний, опыт. Это необходимость. Никому не приходит в голову освоить институтский курс самостоятельно. А вот в нашем случае, особенном, такое заведение одно на всю страну, практически элитное.
Это поездка в Москву былавсего лишь год назад… И снова мной сделан выбор!
Сегодня Петя учится в первом классе школы-интерната для слабослышащих детей. Год назад мне показалось бы это чудом. Но это произошло. Вернувшись тогда из Москвы домой, в Нижний, мы начали искать школу. Потому что осознали – ребенку нужны система и системность, при надомном обучениидостичь этого практически невозможно. Искали и нашли педагогов, готовых взяться за обучение слепоглухого мальчика. Как они волновались и переживали! Ведь у них не было раньше ученика, который не только не слышит, но и не видит.
Сын учит жесты (и я тоже), готовится к изучению Брайлю. Ходит на физкультуру и в столовую. Его знает вся наша небольшая школа, находящаяся в ста километрах от Нижнего Новгорода. В ней чуть больше пятидесяти учеников. Школа, открытая в тридцатых годах прошлого века…
…Да, педагоги переживали и волновались. А еще – учились. И благодарность моя за их согласие и доброту безгранична!
В следующем материале я постараюсь рассказать подробнее об учителях и о том, как Петя учится в школе.