Главная › Форумы › Хобби › Читальный зал › Сухинина Н. СЕРГИЕВ ПОСЛУШНИК
-
АвторСообщения
-
18.11.2019 в 12:31 #16243mariya75Участник
Так трепетали враги, как боялись этого имени — Сергий! Рать отважная врывалась в полчищаврагов Отечества, крича громко, до боли в лёгких:
— Сергиев,Сергиев!
Даже, казалось,кони под всадниками с каждым новым криком седока убыстряли галоп, несяСергиевых послушников к победе, к славе, к смерти. Сергиевы ополченцы устояли ив то Смутное время, покрывшее Россию-матушку чёрным вдовьим платком. Несдалась Троице-Сергиева Лавра полякам-иноземцам, полтора года отбивала осаду. Ипозже, когда гнали поляков из Москвы, сладостно было кричать им в спину:
— Сергиев, Сергиев!
Это стало как пароль. Имя игумена земли Русской грозно предупреждало… Даже собственных воров да бандитов, промышлявших по лесным дорогам, отгоняли, бывало, этим именем. И случилось монаху Дионисию возвращаться поздним вечером из Ярославля. Не один шёл, с боярином-попутчиком. Страшно и темно.
— Давай назовёмся Сергиевыми. Если что, так и кричи: Сергиев, Сергиев и молись, — вразумлял Дионисий струхнувшего вконец попутчика, — даст Бог, дойдём.
Он-то сам Сергиевым не был, подвизался в другом, Старицком монастыре. Вернее, уже был, сам того не подозревая. Проехали самые опасные, гиблые места, перекрестились. Ана повороте широкого большака их догоняют:
— Стойте, кто такие?
— Сергиев я, — поклонился незнакомцу Дионисий.
— Сергиев… -растерялся незнакомец, — что-то я таких Сергиевых не знаю, сам я из Лавры, нету нас таких чернецов.
— А ты-то куда, мил человек, из Лавры в столь поздний час?
— В Старицкий монастырь, к архимандриту Дионисию, грамота у меня к нему от Самодержца и патриарха, что назначен он к нам в Троице-Сергиеву обитель настоятелем.
— Я и есть Дионисий.
Вот и стал Сергиевым. А был Давидом Зобниновским. В Тверской губернии, в Кашинском уезде было село такое — Зобнино. Скорее всего, оттуда и происходили родители Давида. Впрочем, Давидом не пришлось ему долго быть. Господь распорядился так, что, женившись и приняв священнический сан, Давид за шесть лет потерял жену и двух деток и ушёл в монахи, став Дионисием. В Старицкой обители был на послушании казначея, а вскоре братия пожелала видеть его в настоятелях. Удивительным смирением отличался. Один раз зашёл на базар, ходит между рядами, приценивается. Молод был, удивительно красив, ясноглаз. Все на него смотрят, любуются. Да нашёлся один обличитель:
— Ты монах, а по рынкам болтаешься, монашеское ли это дело?
Базарная публика бросилась за инока заступаться. А он поклонился обидчику до земли:
— Спасибо тебе, мил человек, что указал на моё место. Твоя правда, не для монашеских прогулок рыночные ряды. Моё дело в келье сидеть да молиться. Спасибо и прости меня, невежду.
Обидчик и сам не рад, хотел догнать монаха, попросить прощения. Да только тот как сквозь землю провалился.
…Сергиев чернец подошёл к Святым вратам Троицкой обители. Сейчас он войдёт в них, чтобы всю свою жизнь, до последнего благословлённого Господом дыхания служить великому имени игумена земли Русской. Архимандрит Дионисий. В синодиках Троице-Сергиевой Лавры он записан после игумена Иосафа, после смерти которого и был сюда назначен. С чего начал? С трупов, которые собирал по близлежащим дорогам и хоронил по православному чину, как положено. Много было работы. Лихолетьем назовут это время историки. В Москве бесчинствовали поляки. Измученные, затравленные люди бежали лесами в Троице-Сергиеву обитель, где хотели найти защиту и пристанище. На дорогах их грабили и убивали те же поляки. Голодные, больные, израненные люди буквально приползали к Троицкому монастырю. Молили о помощи. А многие не добирались. Дионисий благословляет монахов с утра до вечера копать могилы и хоронить, хоронить… Летопись сохранила слова соборного ключаря Иоанна: «…ходили мы по окрестным слободам и по воле Дионисиевой сосчитали, что в 30 недель погребли более трёх тысяч». Раненых, больных, ослабших везли на телегах в монастырь. Запасы продуктов, лекарств таяли, вот и совсем уже ничего не осталось в монастырских погребах. Квасу не стало, а телеги всё скрипели по монастырскому двору, а люди на телегах стонали иизголодавшимися глазами смотрели на чернецов.
— Что делать, отец архимандрит, нам и самим есть нечего?
Дионисий собирает братию. Он встал перед чернецами, сам исхудавший, измученный от бессонных ночей. Когда исповедал и причастил несчастных, он поклонился им, как поклонился тогда на базаре незнакомому обидчику:
— Братия, — сказал,- во славу Божию и с воды не помрём. Есть у нас немного хлеба и кваса, всё отдать надо, а уж сами как-нибудь…
Промолчала братия монастырская. Потуже затянула ремни на подрясниках, испив студёной водицы из колодца, шли они кормить с ложечки деток, стирать спекшиеся от крови повязки, исповедовать умирающих, утешать выживших.
А Смутное время текло по Руси разором Московского государства. Дионисий вновь собирает братию. Исхудавшие иноки кружком садятся вокруг архимандрита, готовятся внимать, слушать, соглашаться. А он сказал им о том, о чём все они хорошо знали. Чтобы избавить Русь от захватчиков, надлежит народу нашему собраться вместе. По отдельности не победить. А победить надо. Иначе Русь наша святая станет добычей нехристей, какой русский вправе это допустить? Что делать? Писать воззвания. Когда? По ночам. Во все уезды рассылать, звать народ: «Объединяйтесь, защищайте родную землю от разора». Поклонились чернецы, принимая благословение архимандрита на сие дело праведное. Ночью, падая от усталости дневных подвигов — кормить, мыть, лечить, исповедовать, они зажигали свечу и склонялись над бумагой, старательно выписывая слова составленного архимандритом Дионисием воззвания: «Пусть служилые люди без всякого мешканья спешат к Москве… Смилуйтесь, сделайте это дело поскорее, ратными людьми и казною помогите, чтоб собранное теперь здесь под Москвой войско от скудости не разошлось…»
Троицкие грамоты- именно под таким названием войдут в историю эти писанные голодными монахами при скудном свете свечи небольшие листочки, которые гонцы лаврские поспешно развозили по Руси. И вот уже в далёком от Сергиевой обители Нижнем Новгороде внимательно вчитывается в текст воззвания немолодой продавец мяса, простосердечный человек. «Ратными людьми и казною помогите…». Мы знаем его имя — Козьма Захарович Минин. Именно он читает воззвание к нижегородцам. Пошла по кругу русская шапка — колечко, серёжки, золотой, хранимый на чёрный день — всё в шапку. Потому что нет чернее дня, когда в опасности Родина. Потому что любить её — значит ради неё жертвовать.
Ополченцы шли на Москву. Шли через Троице-Сергиеву обитель. Дионисий встретил их у Святых врат, определил на отдых и благословил на брань. Каждый ополченец подошёл к архимандриту и поцеловал крест в его руках. Каждый подставил своё обветренное в дороге лицо под холодные капли святой воды. Вперёд. На Москву. Умирать? Побеждать? Бог ведает.
Уже пошли, да прилетела весть о княжеском немирии. Князь Пожарский и князь Трубецкой, соединившиеся под Москвою, затеяли брань. Архимандрит Дионисий пишет им письмо-увещевание. Напоминает им о грехе нелюбви и необходимости примирения, о том, что спросится с каждого, и суд тот лицеприятным не будет. Всё вроде обошлось, да опять искушение. В таборе казаков, на которых очень рассчитывали ополченцы, пошла ругань. Одни ни копейки не имеют, другие лопатой гребут золото. Где справедливость? Нет справедливости. Отнять у разбогатевших всё,разделить, разбежаться. Ополченцы лишались серьёзного подкрепления. И Дионисий распахивает двери лаврской ризницы, нагружает подводы расшитыми, в жемчугах облачениями, церковной утварью. Посылает гонцов в казачий табор: «Берите, но Отечества не предавайте, не время сейчас делить добро и злобиться друг на друга!» Устыдились. Отвели глаза от гружёных подвод.
— Поезжайте, верните всё на место, — только и сказали посыльным.
И вот Москва освобождена от поляков. Юный царь Михаил Романов едет из Костромы в Москву. Царский поезд делает остановку в Троице-Сергиевой обители. Михаил припадает к раке преподобного Сергия Радонежского и подходит под благословение на спасённое царство к лаврскому архимандриту. Дионисий благословляет. А проводив царя, возвращается на монастырский двор. Оглядывает полуразрушенные стены и башни, кельи без крыш. Понимает, не пришло время отдыха. Придёт ли…
Наверное, именно теперь наступают для Дионисия самые тяжёлые времена. У людей, которых называют сынами Отечества, всегда свой, неповторимый путь. Им не суждено учиться на чужих искушениях, на них щедро сыплются свои. Дионисия оклеветали. Да-да, оклеветали свои же, лаврские чернецы. Что делать? Чёрные подрясники не спасают от человеческих слабостей, если человек сам не прикладывает усилий к спасению. Царь Михаил Федорович, зная, что лаврский архимандрит и учён, и благочестив, поручил ему сделать исправления в богослужебных книгах. Книги переписывали от руки, и ошибок в них вкрадывалось множество. Видимо, какую-то ошибку допустил при работе и Дионисий. Завистливые братья, один Лонгин, другой Филарет, решили, что их час настал. Они сообщили на Собор, что архимандрит — еретик и молчать больше они не могут. Собор отреагировал быстро. Дионисия лишили сана и заточили. Заточили в Московский Новоспасский монастырь. Если бы только заточили! Над достойным человеком издевались самыми изощрёнными способами. Его морили голодом, томили в дыму бани, заставляли класть по тысяче поклонов в день. Тысяча поклонов! Какая спина выдержит эту нечеловеческую нагрузку? Что делает Дионисий? Дионисий сие послушание принимает со смирением и от себя добавляет… ещё тысячу поклонов.
Верный сынОтечества, отдавший лучшие годы его спасению, не жалевший сил, здоровья, жизни«за всё хорошее», стал узником, над которым издевались все, кому не лень. Какможно пережить этот удар? Как можно не сломаться, не дрогнуть, не разувериться?Своими силами нельзя, Божиими — можно. И именно Божьи силы черпал несчастныйузник в утомительных поклонах и ночных молитвах. Уж он-то хорошо знал осуществовании злой, тёмной силы. Она не терпит торжества света, ей любатемнота. В данном случае темнота тюремного подвала. А потому не держал Дионисийзла на своих бывших сотрапезников Лонгина и Филарета. Не устояли, подставилисьтёмным силам, немощны, несчастны…
— Великая беда стобой, отче, — говорили ему жалеющие его.
Аон весело:
— Нет никакой беды,а милость Божия. Смиряют меня по делам моим. А то я слишком горд.
Его обложилиштрафом в пятьсот рублей, сумма по тем временам космическая.
— Чемплатить будешь, отче? А он весело:
— Денег не имею, даи давать не за что. Лихо чернецу то, что расстричь его велят, а если толькодостричь — то ему и венец, и радость. Мне грозят Сибирью и Соловками. Но я радтому — это жизнь мне.
По праздникам еговодили к митрополиту на смирение. В митрополичьем дворе он стоял, бывало, сутра до вечера, и зной терпел, и холод, и дожди проливные. А сколько быловокруг улюлюкающих, злопыхающих, ненавистных. В него плевали, бросали комьягрязи. Всё это уже было. «Распни, распни его!» — формула знакомая, страшная, нопривычная. Человек в беде не одинок, во все времена находилось немалоторопящихся к нему, чтобы его беде порадоваться. Дионисий. АрхимандритТроице-Сергиевой Лавры — жертва зависти и неудовлетворённых амбиций. Сломали?Добились желаемого?
Началось этодавно. Архимандрит был настолько смиренен, кроток, что даже, если приказывалкому-то из братии, то говорил так: «Сделай это, если хочешь, брат». Некоторыепользовались его кротостью. А он по-другому не мог, потому что смирение не былодля него итогом борьбы с гордыней, а было его естеством, как само дыхание, какстук сердца, как ток крови. «Сделай, если хочешь…» Один раз не хваталопевчих. Дионисий сам встал на клирос. Лонгин подлетел к нему, вырвал из рукслужебник. Молча перекрестился Дионисий, ушёл с клироса. Так Лонгин догнал егои плюнул в него. Но и тут (смирение — стук сердца, ток крови) Дионисий негромкопроизнёс: «Перестань, Лонгин, не мешай пению Божию и братию не смущай».Наверное, смирение-то архимандрита и разъярило вконец озверевшего наглеца. Онвыхватил из рук Дионисия пастырский посох, переломил и швырнул обломки внастоятеля. И тут Дионисий заплакал. Он встал на колени перед иконой Спасителяи плакал, и просил: «Ты всё ведаешь, Господи, прости меня, грешного, ибо ясогрешил пред Тобою, а не он». Долго плакал, а братия просила разбушевавшегосяинока попросить прощение за свою дерзость. Не допросилась…
Всё, чтопроисходило в обители, настоятель покрывал любовью. Конечно, слухи обиздевательствах над ним просачивались и доходили до митрополита. Он посылал споручениями разобраться. Но Дионисий всё отрицал, от всего отказывался.
Целый год провёлнастоятель лаврский в душном подвале Новоспасского монастыря. Спасение пришлоот Иерусалимского патриарха Феофана. Именно он удостоверил невинностьархимандрита Дионисия, не найдя в исправленных им книгах никакой ереси и никакихотступлений от догматов. Настоятель был возвращён в Троицкий монастырь.Произошло это летом 1619 года.
Есть удивительныестраницы. Они написаны Симоном Азарьиным, почтенным старцем Троице-Сергиевойобители. Он вспоминает, как Иерусалимский патриарх посетил обительпреподобного Сергия и оказал настоятелю Дионисию великую честь. Стоя у ракиПреподобного, патриарх снял свой клобук, положил его в раку с мощами Радонежскогочудотворца, а потом надел на седую голову кроткого архимандрита. При этомсказал: «Даю тебе благословение, сын мой, и знаменую тебя в великой России,среди братии твоей да будешь первый в старейшестве по благословениюнашему…»
Началась привычнаяжизнь смиренного троицкого инока. Он, как всегда, был кроток и смирен, многотрудился, не гнушался самыми чёрными работами, проводил ночи в молитве ипоклонах. Основатель обители преподобный Сергий был во всём примером ему. Зла,конечно, не помнил. Как старого, так и нового. Клеветники и завистникиизобретали всё новые и новые «крамолы». То Дионисий задумал «подсидеть»патриарха, то он не хочет выполнять царского повеления. А он не бил себя вгрудь, не клялся в невиновности, он молчал. Братия любила его. Жил в монастырестарец Дорофей, немощный, древний. Совсем уже занемог, готовился к смерти, атут весть: Дионисий отбывает по неотложным делам в Москву.
— Уезжаешь, а яумираю, так хотел быть погребённым твоей рукой, — засокрушался старец.
— Не дерзай умиратьдо моего возвращения, — благословил старец. — Дождёшься, тогда и погребу тебя,как надо.
Уехал. Старецдождался. Зашёл Дионисий к нему в келью, благословил, пошёл к вечерне. А черезпятнадцать минут пришли сказать, что Дорофей умер.
Сам же Дионисийпреставился 10 мая 1633 года. Господь за терпение и кротость наградил еголёгкой смертью. Утром он отстоял службу, потом почувствовал слабость,пригласил братию, простился со всеми, простил всех, принял схиму и мирноотошёл. Отпевал его сам патриарх Филарет. Святые мощи Дионисия были перевезеныв Москву для отпевания в Богоявленском монастыре, а потом возвращены в Лавру.Один священник лаврской слободы Феодор не смог прибыть на его похороны.Скорбел, печалился, а Дионисий пришёл к нему во сне, объяснил:
— Почему всепришли и благословение у меня просят, потому что остаются здесь. А ты скоропойдёшь за мной.
Через восемь днейФеодор скончался. Угоднику Божьему открывается многое, как многое и даётся.
А далось емудействительно много. Он много понёс скорбей и много успел сделать дляОтечества. Он много прощал и этим подготовил свою душу к небесному созерцанию.Он много любил, и сердце его, наполненное любовью, звенело прекрасной песней.Эта песня покрывала и унижения, и насмешки, и наветы, и предательства. Онпросто не видел их, не слышал, не понимал.
Сын Отечества,готовый положить на алтарь спасения его свою пречистую главу. Божий раб, негнушающийся рабством, а с радостью служивший всем, кто этого хотел. Угодник.Святой. Преподобный Дионисий Радонежский — именно так зовут его православныелюди, воспевающие ему память и чтущие его подвиги. Не случайно, наверное,святые мощи его почивают в Троицком соборе Лавры, в юго-западном притворе, натом самом месте, где была келья преподобного Сергия Радонежского. Не случайнои он зовётся Радонежским, как и все ученики Преподобного.
Когда Отечество вопасности, Господь посылает во спасение ему верных сынов. Дионисий Радонежскийбыл послан России в лихолетье Великой Смуты. Он взял на себя ношу скорбей Отечестваи нёс её по жизни, равно как нёс и крест Христов. Всю жизнь. До последнегодыхания. А ещё он всегда помнил, что имя ему — православный, и ничем незапятнал сие имя. Служение людям и служение Богу. Жизнью своей Дионисиюудалось соединить в себе два этих великих служения. Ещё в Смутное время, когдабыл неурожайный год, спекулянты взвинтили на московских рынках цены на хлеб, истолице грозил голод. Что делает смиренный инок Сергиевой обители? Он вывозитвсё до зёрнышка из лаврских житниц на московские рынки и этим сбивает цену нахлеб. Спас Москву.
Он спасал её икогда благословлял на борьбу с поляками Козьму Минина. И когда писал присвечах воззвания к народу, и когда собирал по лесным большакам и погребалдостойно братьев своих и сестёр русских. Он спасал её и тогда, когда самтерпел скорби невыносимых, тяжких наветов. Потому, что если бы не выстоял,многих бы этим соблазнил. Тверской уроженец Давид Зобниновский. ПреподобныйДионисий, Радонежский чудотворец. Сын Отечества и спаситель Москвы. А ещё рабБожий. Редкая жизнь вмещает в себя столько вех и столько назначений.Мария Бубнова
18.11.2019 в 18:53 #16244adminХранительНаталья Кремнева.
Рассказ понравился, спасибо! -
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.