Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Теплица + Group Copy odnoklassniki Created with Sketch. path9 Created with Sketch. Shape Created with Sketch. g15 Created with Sketch. vkontakte Created with Sketch. whatsup Created with Sketch. 1449088535_18-youtube Created with Sketch. Group Created with Sketch.
Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #3615
    Anny
    Участник

    Купола в золотых звёздах
    Мирское в немирском

    Галина Ушакова

    Последние годы очень часто организуются экскурсии слепоглухим по монастырям и храмам городов и пригородов, даже поездки в другие области. Поговорим об этом?
    Начнём с того, что наша родина – Россия искони была православной.
    Сразу от язычества совершился резкий переход к константинопольской религии, почитающей Сына Божьего, Иисуса Христа.
    Минуло тысячелетие. Страну сотрясали распри, и не только религиозные, но и гражданские. Но Церковь как кормчий корабля, всё же уверенно вела Россию через страдания, муки и океаны крови к Царству Небесному. И, несмотря ни на что, сияют Купола золотыми звёздами…
    Зачем нам это нужно? И нужно ли слепоглухим?
    Как-то довелось мне пожить месяц в Пучкове. Сразу скажу – это территория Церкви. Точнее – храма Казанской Божией матери. И её дух чувствуется во всём доме – от иконы Матроны, покровительницы слепоглухих, слева двери администрации, до множества икон в трапезной. В каждой спальне по иконе, почти в каждом кабинете по несколько. Каждое утро краткая общая молитва.
    Как я себя чувствовала? Первое время, несколько стеснённо, хотя я происхожу сама из священнического рода, а мой прадед имел очень высокий чин. Но в доме у нас в моём детстве и молодости не было икон и Библии: такое было время.
    Мне даже казалось неудобным вставать, одеваться, совершать утренний ритуал, ощущая себя в окружении стольких икон, но позже как-то свыклась. Среди персонала много религиозных, что и понятно – они из прихожан храма. Но здесь никого не заставляют соблюдать церковные каноны, с уважением относясь к твоим чувствам. Правда, со стороны кое-кого чувствовалась некоторая назойливость и раздражение, если на приглашение пойти на воскресную службу был отказ.
    Мне довелось побывать на такой службе в храме. Тут окормляют слепоглухих из Дома слепоглухих и Тихого дома. Храм был битком набит… Место для слепоглухих было в первом ряду справа. Сразу скажу – стоять, плохо видя, в не очень освещённом месте и ничего не слыша – очень тяжело… Людская масса, хоть и корректно, но всё же давит. Буквально душой ощущаешь настроение людей, их ауру, их беспокойство или умиротворение. Какофония даже ощущается, а не симфония единомыслия на службе. Очень много детей на руках и рядом с родителями… Слепоглухие все группой отошли в тесный придел, дожидаясь причастия. Переводили волонтёры что могли и как могли. Но все общались контактным жестом и дактилем. Я немного поговорила и мне стало плохо, попросила вывести. Подождала, пока меня не позвали причаститься. Хотя и очень долго ждали, пока пройдут дети, а их было весьма много…
    У меня сложилось впечатление, что наиболее полно службы воспринимают именно те, у кого есть остаток слуха. Тотально глухим с полной потерей зрения очень сложно… И подумалось, что такие длительные службы в общей церкви проводить не стоило бы, даже из чувства сопричастности. Уж лучше отдельная Служба с индивидуальным переводом и свободой территорией, то есть личного пространства – то есть чтобы стоять свободно и слушать перевод, если он есть, а не толкаться и жаться.
    И, честно говоря, давно назрела необходимость церковного общего просвещения. Индивидуальные и групповые занятия, беседы во всех ДЦ –
    регулярные, разъяснение терминов и ритуалов, рассказы о святых и монастырях, вопросы священникам и церковным психологам, но тем, которые знают и самих слепоглухих и их проблемы. Почему бы не сделать такой проект?
    Как то я спросила одну женщину, побывавшую в Пучкове, что ей дало общение с Церковью? Ответ меня не удивил: «Не понимаю и не чувствую». Ну, женщина достаточно умная, но уже имевшая контакт с иеговистами. Я понимаю, что каждый воспринимает только то, что созвучно его душе, а главное, жизненному опыту человека с особенностями.
    Другой слепоглухой мне сказал: «Извини, я атеист. Я не могу понять, почему и за что я должен так страдать с детства?»
    Третьему ближе воззрения евангелистов. При том человек этот очень мудр и служит как бы советчиком для очень и очень многих.
    Вера – дело очень личное. Я бы предпочла исповедоваться спокойно, обдумывая и спрашивая, но общая процедура не располагает к этому. Возникает ощущение скомканности и недоговоренности… незаконченности…
    Ну, теперь я бы хотела поговорить об экскурсиях. За несколько лет я посетила много монастырей и храмов, как одна, так и в группах слепоглухих. И заметила вот что. Одни едут из чистого интереса, не желая вдаваться поглубже в духовные темы. Может, просто церковная неграмотность или желание скрыть от всех своё сокровенное. Бог, мол, всё видит, но я не хочу через священника. Много разных аргументов. Вторые – чисто атеисты – едут просто посмотреть красивые виды. Некоторые из них входят в. Храмы, окинут взглядом вокруг и быстро выходят. Третьи едут просто ради общения, развлечения, возможности покинуть привычный, поднадоевший мирок в четырёх стенах. Четвёртые едут действительно – прикоснуться к атмосфере намоленных, святых мест, где молились, страдали и принимали мучения за всю Россию, за весь народ. Прикоснуться к иконам, поставить свечи, погладить угол пики святых, мысленно прося чего-то для себя и близких. Успокоиться, гуляя по тропам монастырей, любуясь роскошными цветниками, отрешившись от мирских и тяжёлых своих проблем, набрать святой воды в источнике и даже искупаться в нём.
    Помню один жаркий день Евронедели и мы ездили на какой-то святой источник в окрестностях Зарайска, где когда-то служил мой прадед. Вода в нём прямо обжигала ледяной свежестью, я смогла опуститься только наполовину. Но помню и купальню в лесном месте Ленобласти, срубленную из сосен и спрятанную за крохотной часовенкой с источником. Это было как обновление…
    Выступая на одном из фестивалей в Пскове, мы с мужем и супругами Сильяновыми поехали в Псково-Печерский монастырь. Он меня поразил какой-то строгой отрешённостью. Возникло желание поехать ещё раз. Позже я читала книгу «Несвятые святые», где очень многое писалось об этом монастыре и его насельниках. Статья об этой книге была на форуме весной.
    Была и в Оптиной пустыни несколько раз, и во многих монастырях. Знаю, что в Пучкове периодически организуются паломничества – то в Дивеево (вот не была я, о чём жалею), то в Израиль, то в Черногорию. Думается, это направление нужно развивать, потому как собираются люди и помогают друг другу и в понимании духовных ценностей, а исходя из этого – и общечеловеческих. Воспитывается взаимопонимание, умение находить компромиссы, взаимопомощь. Развивается волонтёрство. Священников учат жестам. Всё это нужно.
    Но нужнее всего – индивидуальная работа с каждым слепоглухим, индивидуальное духовное сопровождение. Этого крайне не хватает в масштабах всей страны. Нужно воспитывать это желание быть духовным. Мы все выросли в такое время, когда Церковь не признавалась ни государством, ни обществом. И современная молодёжь гонится за химерами – крутостью, наркотиками, пьянством – оттого что нет у них духовного начала, а если и есть, то даже показушная. И мне отрадно видеть молодых слепоглухих, которым близка Церковь. Потому что верой крепок человек. Без веры человек – никто. Пусть сияют золотые купола веры православной в наших сердцах…, цветами любви в душах.
    Да будет так!

    #3618
    mariya75
    Участник

    Милая Галечка! Я глухая, с очень малым остатком слуха, жена священника. Каждое воскресенье и праздник посещаю храм с детьми. По состоянию слуха не разбираю текст службы. Для меня тоже тягостна многолюдность в храме, поэтому я очень люблю вечера — полиелеи в субботу и накануне праздников. В такие вечера мало народу, если это не кафедральные храмы (где служат митрополиты). Темно в храме, горят свечи, и очень хочется в такую минуту молиться за близких, за их здоровье, счастье, за умерших друзей, бабушек-дедушек… Так как давно хожу в храм, двадцать лет, я изучила последовательность службы — часы, чтение Евангелия, Херувимская песнь… Для этого надо просто купить книжку об объяснении литургии. Когда начинается служба, я просто молюсь, батюшка мне благословил молиться обо всех. Если читают акафист, я беру с собой акафист и читаю его сама, об этом надо спросить в церковной лавке — какой акафист читают в тот день. Вообще я стараюсь посещать любимые монастыри в будни, не в выходные, и там мало народу, и молиться так хорошо! В Дивеево я босиком спокойно прошла по Канавке Богородицы и прочла, как положено там, 150 раз молитву «Богородица Дево, радуйся!» Такое ощущение, что с тобой идет Богородица и слушает тебя, благословляет… У Вас в Москве есть знаменитый Симонов монастырь, там службы ведутся на жестовом языке, есть глухой священник. В Новокосове служит слабослышащий диакон, один из лучших сурдопереводчиков. Там есть воскресная школа для глухих, объясняют основы православия, ездят в паломнические поездки. У Вас в Подмосковье в реабилитационном центре для слепоглухих есть замечательный батюшка Лев, он знает дактиль и жестовый язык. Так что сходите, куда Вам удобно, пообщайтесь поближе с миром православия. Если у Вас есть вопросы ко мне, напишите мне, я с радостью отвечу! С глубоким уважением к Вам,

    Мария Бубнова

    #3644
    mariya75
    Участник

    Кремнева пишет мне, что самое лучшее — делать для слепоглухих отдельно службы в те часы, когда храм пустой. Я тоже думаю, что это самый лучший вариант. И подготовить переводчиков для вас на эту службу.

    Мария Бубнова

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Общероссийский журнал для слепоглухих «Ваш собеседник». Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов и софинансировании Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

2017 © Все права защищены

Сайт сделан
при поддержке
favorite_border