-
АвторСообщения
-
14.11.2018 в 11:09 #3913AnnyУчастник
Куинджи – мастер света
Галина Ушакова, фото Анны Демидовой
Довелось мне в один из октябрьских дней сходить в гости к Архипу Куинджи. День тот клонился к вечеру и был хмурым, серым и с моросящим дождём. Мы с сопровождавшей меня Анной Демидовой вышли на Третьяковке и нырнули в узкий проулок. Пара домов стояла на реконструкции, заставленная лесами, затянутая сеткой и огороженная забором, поэтому проход по тротуару был узким. Народу много и Анна вела меня сзади за руку, ведя мимо маленького скверика к Инженерному корпусу Третьяковской галереи. Уже на подходе змеёй растянулась очередь. Внушительная… Не чужд современный человек культуры и жаждет взглядом коснуться вечных полотен великого мастера кисти. Люди стояли разных возрастов… На зелёных вертикальных баннерах крупными белыми буквами надпись – Архип Куинджи. Мы проходим к входу, Анна спрашивает кассу для льготников и нас впускают в здание.
В вестибюле достаточно светло и пахнет кофе и старыми красками. Этот запах будет преследовать нас во всех залах, где мы с Анной пройдём. Мы раздеваемся и идём. Магазинчик сувениров. Майки с фотопринтом картины Куинджи «Берёзовая роща» неоправданно дороги – по 3 тысячи… Для иностранцев самое то. Много конфет и сладостей в обёртках с видами Москвы, иллюстрациями сказок, очень красивые большие дорогие календари. Я подбираюсь к магнитикам и выбираю с вышеописанной картиной. О, вижу новое слово в сувениром ряду: это магнитные закладки. Ничего такого особенного, согнутые полоски плотной бумаги с язычком на сгибе и с репродукциями на обеих сторонах. «Фишечки» в том, что внутри, на коротком и длинном концах, на одном уровне – тонкие гибкие прямоугольнички магнитов, заложишь туда страницу и закладка не выпадет из книги. С удовольствием забрала серию «Времена года». Сунули покупочки в сумочки и поднялись по лестнице.
В первом зале, чуть затемнённом, слева ярко выделяется портрет Куинджи кисти Крамского. Красный фон очень выразительно подчёркивает тёмные кудри художника, лицо настолько реалистично, что кажется – оно выступает из рамы и вот-вот заговорит. Прекрасные тонкие черты, задумчивый внимательный взгляд… Я отходила назад и приближалась к нему, и всё хотелось ещё и ещё смотреть на этот облик. Позже, в другом зале, мы увидим другой портрет Куинджи, работы того же Крамского, но этот меня очень впечатлил. На обратном пути я не упустила возможности полюбоваться великолепно нарисованным лицом, попрощаться с хозяином и творцом всех этих картин… Но я немного ушла в сторону… Напротив этого портрета – лучшее, как мне кажется, его произведение – «Берёзовая роща». Взрыв солнечного света в изумительно свежей весенней траве, отсвет на стволах таких родных русских берёз… Даже чёрные пятна старой бересты смотрятся контрастно-торжественными и ещё более усиливают ощущение всепобеждающего света. Кажется, что ты вся наполняешься этим светом и весь зал звучит празднично…
Мы осмотрели несколько залов. Везде приглушённый свет. Но мне трудно – у Куинджи много тёмных красок на картинах, и мое зрение не позволяет их различить и от этого – напряжение, в свою очередь, затрудняющее восприятие… Заколдованный круг… Я в расстроенных чувствах и тут меня осеняет. Я вынимаю смартфон, навожу на картину. Помню, как-то случайно я навела камеру смартфона на затемнённое место – и стало лучше видно цвета. Ну вот! Теперь я яснее вижу цвета, увеличиваю на экране, пытаясь рассмотреть детали. Получается! Но вскоре я приустала, и тогда Анна берёт инициативу и смартфон в свои руки. Мы двигаемся от картины к картине. Я пытаюсь сначала сама рассмотреть её, то отходя, то подходя, но почти всегда смартфон нужен. И Анна это делает, попутно фотографируя надписи и картины. Я не буду здесь разбирать все картины. У него было несколько периодов творчества, в основном – Украина, Север и Крым. Куинджи был небедным человеком и зарабатывал не только рисуя картины, но и сдавая в аренду квартиры в своих доходных домах на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. И он имел возможность купить большой участок земли в Крыму, жить и творить там.
Крыму посвящено очень много картин… Полотна, написанные в Крыму, все пронизаны солнечным светом и красками восхода и заката, жаркого дня. Куинджи изумительно передавал прозрачность воды, и выпуклость прибрежных камней, и туманную даль морских закатов… У него почти нет изображений людей. Не знаю, возможно, это вызвано особенностями его характера, или он просто не хотел и не умел их рисовать. Но известно, что у него был длительный период одиночества, отшельничества. Возможно, этим и объясняется полное отсутствие человеческих образов, кроме одного полотна. Но об этом позже. У Куинджи много полотен, на которых изображён тёмный лес в лунные ночи. Присутствие луны даёт ему возможность за счёт светового потока выделить какие-то важные для него детали – особенный изгиб ствола, спрятанную в гуще леса тропу… Целый зал посвящён знаменитейшей на весь мир картине «Лунная ночь на Днепре». Очень много этюдов, копий, две огромные картины – какая из них копия, какая оригинал – невозможно уловить… Запах масляных красок уже слегка кружит голову… В небольших эскизах художник пытается найти мерцающий серебряный блеск тихих волн великой реки… Где-то очень резко дан свет, где-то воды совсем не видно. Результатом долгих поисков решения верной передачи жидкого серебра воды под тихим лунным небом явилась вот эта картина. Но я с огромным трудом рассматривала остальные детали картины, и смартфон еле справился с этим. Честно сказать, на меня, как человека с особенностями свето- и цветовосприятия картина особого восторга и перехвата дыхания не вызвала.
Из биографии художника известно, что его картины покупал Третьяков для коллекции, что он получал премии на выставках, в том числе за границей. Преподавал в Академии художеств. Помогал начинающим художникам и поддерживал уже состоявшихся талантливых. Тратил большие суммы на это. Вместе с учениками работал над теорией света. Во всех его картинах есть свет. От яркого солнечного дня до пламенного заката. От еле уловимого отсвета в воде до чуть- чуть освещённых макушек деревьев в ночных лесах.
Ещё у одной картины я задержалась надолго. Ночная роща. Фигура высокого человека в строгом белом одеянии. С длинными волосами и босыми ногами. Голова смиренно наклонена, руки опущены вдоль тела. Черты лица еле вырисованы, но, тем не менее, передают полное ощущение обречённой жертвы. За ним – тропа, по которой пройдено сотни километров, десятки городов. Толпы людей встречали Его и внимали Ему. Теперь он один. В молитве и разговоре с Отцом. Он знает, что его ждёт завтра – страшная Голгофа и смерть мучительная за человечество. Но он готов и не отступит, не откажется. Это мужество в отчаянии. И свет луны озаряет его облик, светящийся во тьме… Я думаю об аллегории – Свет Души во мраке человеческих грехов… Хотя меня нельзя назвать сильно религиозной, но эту картину я положила себе в шкафчик сердца и долго буду о ней вспоминать… Вероятно, она вызвана сильными переживаниями Куинджи, но мы уже не узнаем этого.
Вот как обычный смартфон помог лучше увидеть. Думаю, что лёгкий планшет был бы не хуже, а даже комфортнее из-за размеров экрана. Этим же смартфоном мы воспользовались и на выставке японской гравюры и живописи эпохи Эдо в Пушкинском музее, где всё было сильно затемнено и рассматривать экспозиции можно было только при мягком приглушённом освещении. А ещё у смартфона есть отличное свойство. Мы, ушерики, из-за узкого поля зрения не можем охватить не то что ширму японскую, а и небольшую картину в одном поле, доступную нашему взору. Так, смартфон способен охватить в кадре огромную площадь и увеличивать отдельные интересные фрагменты. Очень удобно.
…Мы выходили из корпуса, когда тьма уже завладела городом. Дождь усилился, народ торопился, и мы тоже побежали. Ощущение праздника долго присутствовало в душе, а теперь и закладки будут в книгах и блокнотике, и магнит с сияющей берёзовой рощей будет в серой хмари долгой осени напоминать о лете и обещать, что когда-нибудь и ты очутишься на этой поляне и обнимешь нарядные берёзки…——-
Вложения:
Фото 1. Галина Игоревна Ушакова около картины А. Куинджи «Берёзовая роща». Фото Анны Демидовой.
Фото 2. Картина А. Куинджи «Христос в Гефсиманском саду». Фото Анны Демидовой.- Тема изменена 6 лет, 2 месяца назад пользователем admin.
14.11.2018 в 17:14 #3918mariya75УчастникСпасибо за проникновенный, живой рассказ о Куинджи. Я тоже люблю его картины, но о нем мало знаю. С удовольствием прочла! Я очень рада, что Галине удалось посмотреть Куинджи и получить удовольствие от него! Снимки прекрасны, а картина «Христос в Гефсиманском саду» таинственна: с одной стороны, страшна трагизмом, с другой стороны светла надеждой. Это из-за того, что в картине преломляются темнота со светом. Еще раз спасибо за экскурсию к картинам Куинжди.
Мария Бубнова
15.11.2018 в 12:05 #3926АнонимНеактивированныйЛучше, чем сказала Мария7 нельзя. Полностью согласна с ней в оценке статьи.
-
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.