Главная › Форумы › Консультации › Консультации юриста › Особенности поступления слепоглухих в организации профессионального образования
-
АвторСообщения
-
08.05.2018 в 11:34 #2527adminХранитель
В редакцию журнала «Ваш собеседник» нередко поступают вопросы об особенностях получения профессионального образования людьми с инвалидностью. В преддверии очередной вступительной кампании мы решили подробно осветить эту тему. Вопросы поступления инвалидов в сузы и вузы читателям разъясняет юрист Дмитрий Балыкин.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» позволяет получить профессиональное образование следующего уровня:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Несколько слов о правовых аспектах получения среднего профессионального образования.
Согласно ст.68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
К освоению образовательных программ среднего профессионального образования, а также высшего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания проводятся в случаях, когда речь идет о приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет ассигнований бюджетов различных уровней, образовательной организацией учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.
Таким образом, каких-либо льгот при поступлении инвалидов в организации среднего профессионального образования (училища, колледжи и т.п.) законодательством не предусмотрено.Далее поговорим об особенностях поступления людей с инвалидностью в ВУЗы.
Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на конкурсной основе на основании результатов единого государственного экзамена. Абитуриенты, имеющие инвалидность, вправе поступать в ВУЗы как на конкурсной основе, так и воспользоваться предоставляемыми им законом особыми правами.
Согласно ст.71 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», граждане с инвалидностью могут воспользоваться следующими особыми правами:
1. Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Указанная квота приема для получения высшего образования устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки. Если сравнивать указанную норму с положениями закона РФ «Об образовании», действовавшими до 01 сентября 2013г., то перечень несколько расширился. В него включены инвалиды с детства, т.е. граждане, которым инвалидность впервые была установлена до достижения ими 18 лет. В этом случае на момент зачисления на обучение по программам бакалавриата и специалитета они могут иметь не только 1 или 2, но и 3 группу инвалидности.
2. Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.
Гражданам, относящимся к вышеуказанным категориям, предоставляется также преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Здесь хотелось бы также затронуть вопрос, касающийся специальных условий, предусмотренных для школьников и абитуриентов с одновременными нарушениями зрения и слуха при сдаче ЕГЭ и других вступительных экзаменов. Прежде всего, необходимо сказать, что о предоставлении специальных условий при сдаче ЕГЭ слепоглухим в законодательстве не говорится. При этом при наличии у гражданина одновременных нарушений зрения и слуха он может воспользоваться специальными условиями, которые предоставляются, как слепым и слабовидящим, так и глухим и слабослышащим обучающимся. ФЗ «Об образовании в РФ» и приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013г. №1400, «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» предусмотрено право обучающихся и выпускников прошлых лет с ОВЗ и с инвалидностью пройти государственную итоговую аттестацию как в форме единого государственного экзамена, так и в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
Специальные условия при прохождении ГИА для слепых и слабовидящих обучающихся установлены п.37 вышеуказанного приказа. Согласно ему, для обучающихся и выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, а также детей-инвалидов и инвалидов, ГИА проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития. При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание. Указанные обучающиеся, выпускники прошлых лет с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе сдачи экзамена необходимыми им техническими средствами.
Для слабослышащих обучающихся, выпускников прошлых лет аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. Для глухих и слабослышащих обучающихся, выпускников прошлых лет при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.
Для слепых обучающихся, выпускников прошлых лет:
— экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
— письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер.
Для слабовидящих обучающихся, выпускников прошлых лет, экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере, в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств для чтения и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. Копирование экзаменационных материалов происходит в день проведения экзамена в присутствии руководителя пункта проведения экзаменов и членов государственной экзаменационной комиссии.
Во время проведения экзамена для указанных обучающихся, выпускников прошлых лет организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому. Согласно п.32 приказа, для обучающихся и выпускников прошлых лет с ОВЗ и инвалидностью продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»), продолжительность которого увеличивается на 30 минут. Аналогичные специальные условия предоставляются инвалидам по зрению и слуху и гражданам с ограниченными возможностями здоровья при прохождении вступительных испытаний, проводимых организациями среднего и высшего профессионального образования.
В завершении хочу отметить, что в мае 2017 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон N93, которым была внесена поправка в ФЗ «Об образовании в РФ». Ранее инвалид мог воспользоваться рассмотренными в статье особыми правами только если, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, ему не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. Поскольку данное условие приводило к дискриминации абитуриентов из числа инвалидов, оно было отменено.
Следует также обратить внимание на то, что при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований граждане могут воспользоваться вышеописанными особыми правами однократно. Это правило требует от абитуриентов с инвалидностью максимально ответственного отношения к выбору специальности, образовательной организации и программы обучения.- Тема изменена 6 лет, 7 месяцев назад пользователем admin.
-
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.