12 сентября 2012 состоялась встреча, посвященная презентации русской версии доклада «Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для инвалидов».
Мобильная связь – для всех!
12 сентября 2012 состоялась встреча, посвященная презентации русской версии доклада «Обеспечение доступности мобильных телефонов и услуг мобильной связи для инвалидов». Ее подготовили Всемирный банк и информационный центр ООН в России.
На этом мероприятии присутствовало более 60 представителей государственных структур, деловых кругов, прессы, правозащитных организаций и общественных объединений инвалидов. Всероссийское общество глухих представляли: начальник отдела социальных программ и проектов ЦП ВОГ Максим Ларионов, руководитель отдела реабилитации Александр Иванов, редактор интернет-портала Максим Прошкин, а также помощник депутата Госдумы Виктор Антипов.
Активное участие во встрече приняли директор благотворительной автономной некоммерческой организации «Ушер-Форум» Александр Сильянов и его супруга Елена; главный редактор журнала «Ваш собеседник» Наталья Кремнева с переводчиком жестового языка Еленой Громовой.
В представленном на презентации докладе прозвучали впечатляющие цифры. Оказывается, на планете в настоящее время используется более одного миллиарда смартфонов. Россия по мобильному рейтингу – на пятом месте. Однако в обеспечении инвалидов этими техническими средствами реабилитации дела у нас обстоят хуже, чем во многих странах Запада.
В стенах Всемирного банка прозвучала мысль о том, что решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья должен способствовать союз правительства и бизнеса. И российские, и иностранные участники встречи сошлись во мнении, что компании должны объединиться и иметь «одно лицо».
Цена мобильников в разных странах не одинаковая. При ввозе в РФ на них устанавливается большая торговая надбавка, поэтому необходимы специальные тарифы для инвалидов. Надо стремиться к тому, чтобы в нашей стране доступность мобильной связи для них была такой же, как в Европе.
Многих заинтересовало сообщение о так называемой «тревожной кнопке», которую можно установить в любом мобильнике. При ее нажатии вызов попадает в диспетчерскую, где в компьютере появляется информация о владельце кнопки, предоставляемых ему социальных услугах, его болезнях, принимаемых лекарствах. В случае необходимости к нему направляют врача, а также оказывается помощь в экстремальных ситуациях.
У глухих пользователей проблем с мобильниками, как правило, нет. А у слепоглухих? Ведь такой человек не может сам куда-то позвонить по обычному телефону – не слышит; не может написать и прочесть СМС – не видит. Но, как рассказала в своем выступлении Наталья Кремнева, слепоглухой вполне может пользоваться мобильной связью, если у него будет органайзер для незрячих.
Это брайлевский миникомпьютер, где есть программа беспроводного подключения к мобильнику. А на самом телефоне установлена голосовая программа мобайл спик. Во всем мире это уже давно не новость. Новость, к сожалению, – для нас, россиян.
– На органайзере всё отражается на брайлевской строке, и я могу прочитать текст, набрать и отправить ответ. Но это очень дорогая вещь. Только в Москве в прошлом году слепоглухие смогли получить бесплатно органайзеры от столичного правительства. В других городах такой техники нет.
Купить ее самостоятельно люди не могут, – с огорчением заметила Наталья Борисовна. – Такие технические средства нужно включать в федеральный перечень ТСР, в государственную программу, чтобы слепоглухие по всей России могли их получать по своим индивидуальным программам реабилитации (ИПР).
Вслед за Н. Кремневой выступил Александр Сильянов: «Надо повышать качество нашей жизни. Мы ждем поддержки от государства и коммерческих организаций. Хватит нам, слепоглухим, страдать!»
Автор статьи задала вопрос директору Информцентра ООН А. Горелику: «Вы не впервые приглашаете нас на такие встречи, большое Вам спасибо! Но вот мы сегодня поговорили, а дальше что? Слепоглухим нужна конкретная помощь…» Александр Семенович ответил: «Пишите нам в Центр, какая именно помощь нужна, и мы будем налаживать контакты с теми, кто может эту помощь оказать».
Александра Базоева