Главная › Форумы › Консультации › Консультации юриста › Наш консультант- Дмитрий Георгиевич Балыкин › Ответ в теме: Наш консультант- Дмитрий Георгиевич Балыкин
В отечественной культуре существует утвердившийся за много лет стиль общения граждан с представителями власти. В его основе лежит глубокое неравноправие взаимодействующих сторон, традиция отчуждения общества от власти, правовая неграмотность, взаимное недоверие, неумение конструктивно общаться. По этой причине попытки отстоять свои права или права своего ребенка нередко бывают безуспешными, сопровождаются нарастающим чувством безысходности, а иногда заканчиваются серьезными нервными срывами. Вместе с тем, практика показывает, что многих конфликтов можно избежать, если вместо конфронтации удается направить усилия сторон на решение конкретной проблемы человека с инвалидностью.
В этом материале рассмотрены наиболее важные моменты, которые стоит помнить и учитывать при взаимодействии со специалистами учреждений медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) и органов фонда социального страхования (далее ФСС).
Многие из указанных рекомендаций могут быть применены и при взаимодействии с другими органами власти, например, органами управления образованием и территориальными управлениями социальной защиты населения.
Надеемся, что наши советы позволит вам более эффективно и конструктивно взаимодействовать с представителями государственных учреждений в процессе отстаивания своих прав или прав вашего ребенка и помогут вам избежать лишних потерь времени и сил.
1. Разные ведомства занимаются решением различных вопросов. Прежде чем решать какую-то правовую проблему, нужно выяснить, какое ведомство отвечает за решение именно вашего вопроса. В частности, в ведении федеральных государственных учреждений МСЭ находятся вопросы установления инвалидности и формирования индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида (ребенка-инвалида), а органы ФСС решают вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее ТСР), услугами по тифлосурдопереводу и путевками на санаторно-курортное лечение в рамках набора социальных услуг. В некоторых регионах, например, в Москве, эти полномочия переданы органам социальной защиты населения.
2. Будьте последовательны и терпеливы. Далеко не все вопросы могут быть решены сиюминутно. К примеру, нельзя требовать от специалистов органов ФСС предоставления технических средств, не указанных в ИПРА инвалида.
3. Повышайте свою правовую грамотность. Вам необходимо иметь минимальные знания, касающиеся ваших прав или прав вашего ребенка. Перед обращением на МСЭ постарайтесь ознакомиться с особенностями работы этих учреждений и законодательством, которым регулируется порядок установления инвалидности и составления ИПРА. Данная информация размещена на сайтах государственных органов, а нормативные акты вы можете найти в справочно-правовых информационных системах, различные версии которых могут быть доступны в сети Интернет или в центрах правовой информации, работающих во многих городских и районных библиотеках.
4. Консультируйтесь с юристом. Нередко слепоглухим гражданам сложно понять смысл того или иного юридического документа. Юрист разъяснит вам моменты, представляющие практическую сложность, и подскажет, как нужно правильно себя вести в том или ином случае.
5. Соблюдайте формальностей переписки. Даже если общение с сотрудниками госучреждения проходит в полном взаимопонимании, ваши действия должны обязательно сопровождаться письменным заявлением, составленным в двух экземплярах и зарегистрированным в канцелярии соответствующего ведомства. В случае отказа в регистрации заявления можно отправить его по почте с уведомлением о вручении и описью вложения. Наличие письменного обращения и ответа на него позволит вам зафиксировать достигнутый результат. Важно помнить, что сотрудник, отнесшийся к проблеме с пониманием и сочувствием, может быть переведен на другую должность, пойти на повышение и т. д. И если не останется письменного документального подтверждения истории вопроса, то новый человек, оказавшийся на этой должности, вынужден будет все начать сначала.
6. Заручитесь рекомендациями специалистов. Например, если вы хотите получить слуховые аппараты на оба уха, заранее позаботьтесь о получении рекомендаций сурдолога о том, что вы нуждаетесь в бинауральном слухопротезировании. Наличие документов с рекомендациями от специалистов, работающих с человеком с инвалидностью (врачей, педагогов, психологов), сильно повышают ваши шансы на успех в диалоге с представителями государственных органов. Специалисты учреждений МСЭ не обязаны учитывать данные рекомендации, однако вполне вероятно они примут их во внимание, так как иначе они будут вынуждены спорить не только с самим инвалидом (или его законным представителем), но и с другими специалистами в сфере реабилитации.
7. Будьте вежливы. Не опускайтесь до обычной грубости, даже если вам очень обидно и ответ вас не устраивает. В процессе диалога нужно пытаться решить проблему, а не прибегать к нападкам на специалистов МСЭ или даже оскорблять их.
8. Сотрудничайте с общественной организацией, объединяющей людей с инвалидностью или родителей детей-инвалидов. Совместно решать проблемы проще, кроме того, у организации уже могут быть выстроены взаимоотношения с тем или иным государственным органом. Участие в деятельности такой организации позволит вам встретить единомышленников, людей, сталкивающихся со сходными проблемами и объединить усилия в решении различных вопросов. Круглые столы и иные мероприятия, проводимые общественной организацией, могут стать важной площадкой для диалога между инвалидами и родителями детей с инвалидностью с одной стороны и специалистами государственных органов, в т.ч. учреждений МСЭ и органов ФСС с другой. Опыт показывает, что построение конструктивных рабочих отношений с данными структурами требует времени и усилий, но в результате от этого выигрывают все стороны.
9. Вы имеете право на обжалование в вышестоящих учреждениях. В случае несогласия с решениями учреждений МСЭ использовать право на обжалование в вышестоящее учреждение: Главное или Федеральное бюро МСЭ. Предварительно рекомендуем ознакомиться с актами и протоколами МСЭ, копии которых вам обязаны предоставить по письменному заявлению, а также проконсультироваться со специалистами, юристами или медицинскими работниками. Это позволит вам лучше сформулировать мотивы своей жалобы и добиться результатов при ее рассмотрении.
10. Вы имеете право обратиться в прокуратуру или в суд. Это крайняя мера, в случае если конфликт зашел в тупик. Перед этим желательно также проконсультироваться с юристом, который хорошо разбирается в вопросах социального права.