Главная › Форумы › Хобби › Читальный зал › А. Ткачев. От грязных мыслей — к грязным словам и делам
-
АвторСообщения
-
05.04.2019 в 16:28 #12545mariya75Участник
Братья и сестры, я хочу поговорить с вами о грязи. Не о духовной грязи в первую очередь, а о грязи бытовой. Это вроде бы не христианская тема, не особо духовная, но тем не менее.
Когда сходит снег, мы отправляемся в зазеленевшие аллеи парков, выходим к озерам и обнаруживаем после зимы огромное количество грязи там, где мы ходили зимой, что-то ели, пили и бросали это под ноги. Если ехать на поезде в любую сторону по нашей необъятной, довольно красивой Родине, то вдоль железнодорожных насыпей мы видим огромные кучи мусора. Нужно сказать, что современная цивилизация – это цивилизация завидущих глаз, загребущих рук и вечно жующих челюстей.
И вот представьте: все эти пакеты, фантики как будто специально выбрасывают там, где ходит человек. Даже из окон проезжающих автомобилей часто вываливается самый разный мусор.
Мы довольно грязно живем, братья и сестры! Это с верой вроде бы никак не связано, хотя трудно представить себе верующего человека, который вокруг себя непрестанно мусорит и, прошу прощения за грубое слово, гадит. Но портрет наш таков, потому что у нас довольно грязно в наших городах, селах, на улицах, иногда даже в квартирах. И все это заставляет нас кое о чем задуматься.
К примеру, в одной из древних книг написано, что Господь Бог для того и сотворил в одном лице одного Адама, чтобы каждый отдельный человек ощущал на своих плечах ответственность за весь сотворенный мир. И плохо, действительно плохо заражать и отравлять воздух, водоемы, обижать птиц и животных, ломать ветки. Это все можно назвать сегодня заповедью для современного человека: не ходи по клумбам, не ломай деревья, после распития бутылки пива не бросай ее там, где выпивал. Это заповеди для нового одичавшего человека.
Помимо того, что мы грязно живем, мы еще и грязно говорим. Прислушавшись к нашей речи, можно со скорбью заключить, что стилистическая и лексическая чистота нашей речи весьма относительна. Это как та вода в Днепре, которую зачерпнешь, отнесешь на химический анализ и испугаешься. То есть теперь пить ее, как раньше пили, зачерпнув прямо из лодки, нельзя. Нельзя пить воду из наших рек, как ее пили еще лет пятьдесят или сто назад.
Примерно так же грязно мы и выражаемся. Не так, как говорили, наверное, древние люди. Вероятно, они говорили чище, может быть, проще, может быть, в языке было меньше понятий, лексика была чуть беднее. Но наверняка они говорили красиво и чисто.
Сегодня, бывает, такое услышишь от молодых людей, которым на вид явно меньше восемнадцати… Причем обычно это такие смешанные компании, там и девушки, и парни. И те, и другие говорят совершенно невместимые для слуха вещи, очень неприятные для взрослого человека, которые, наверное, дают молодому человеку возможность считать себя взрослым. Как говорили в древности, у матерщинника на устах незримо запекается кровь. Видно, Ангелы и Божия Матерь за него не молятся.
Мы потому грязно говорим, грязно живем, что мы грязно мыслим Мысли в человеке – это самое главное! Есть такая иллюзия – дескать, главное дела, а что я думаю – это неважно. Это очень обманчивая иллюзия.
Так или иначе, язык наш довольно скуден и грязен, даже если мы не выражаемся матом. Не хватает слов у людей. Оттенки мыслей и чувств не передаются с некоей точностью и сочностью, что заставляет задуматься: а есть ли эти оттенки чувств? А если думать дальше об этом всем, то приходишь к следующей мысли – мы грязно мыслим.
Вот здесь, собственно, и есть настоящий резервуар грязи. И кто бы придумал такие станции аэрации для очищения этой невместимой гадости, которая бродит в человеческой голове! Вот, оказывается, где источник всего остального! Мы потому грязно говорим, грязно живем, что мы грязно мыслим.
Мысли, братья и сестры, в человеке – это самое главное! Есть такая иллюзия – дескать, главное дела, а что я думаю – это неважно. Это очень обманчивая иллюзия. Недаром в молитвах Иоанна Златоуста, которые он произносил каждый час дня и ночи (они помещены в вечерних молитвах), есть такие слова: «Даждь ми мысль благу».
По-настоящему все доброе начинается с мысли, поскольку человек – это мыслящее существо, умное. Он инстинктивных добрых дел или не может делать, или делает, но они не имеют для него цены. Человек – существо, которое должно осмысленно действовать в мире. Все доброе, настоящее, то доброе, которое не разрушишь, рождается из твердого и ясного намерения, мысленного намерения. Поэтому Златоуст очень правильно говорил: «Даждь ми мысль благу».
Пришедшая в сознание добрая мысль, как звездочка, будет сиять в человеке и заставит его, просто вынудит впоследствии реализовать себя через добрые дела. Человек, который добрую мысль превращает в доброе дело, – это человек, который невидимое доброе делает видимым. Это, если угодно, чудотворец.
Впрочем, это касается также и зла. Стоит только невнимательно отнестись к злым мыслям, стоит подумать: ну мало ли что я думаю, главное, что я этого не делаю! А впоследствии ты найдешь страшную закономерность – твои мысли превратятся в тирана, завладеют внутренним миром и потащат тебя, буквально потащат, как вола на убой, к тому злу, которое реализуется из этих недобрых мыслей. И вот здесь, дорогие христиане, собственно, и есть поле деятельности – очищение нашей мысленной сферы.
Для этого можно использовать разные способы. Можно и знать поменьше, и поменьше вникать в то, что тебя не касается. Некто из мудрых сказал, что много мира было бы в нашей душе, если бы мы не вникали в вопросы, которые нас прямо не касаются. Сегодняшнее всезнайство, особенно газетная информация, многочисленные сведения, втекающие в наше сознание, лишают нас мира и дают нам иллюзию знаний.
Нужно очищать свой разум, насаждать на поле разума добрые семена, которыми являются хорошие книги, и первая книга из хороших книг – это, конечно же, Святое Евангелие.
На самом деле мы как не знали ничего толком, так ничего и не знаем, только суетимся и кипятимся. Надо поменьше вникать в то, что тебя не касается. Вот прекрасный путь к тому, чтобы обрести какие-то капельки мира в душе. Необходимо бороться с мыслями, не принимать их в голову. Учиться этому – довольно серьезное искусство. Нужно очищать свой разум, насаждать на поле разума добрые семена, которыми являются хорошие книги, и первая книга из хороших книг – это, конечно же, Святое Евангелие. Вот такая триединая проблема: начинать с мыслей, потом через слова, потом через наши повседневные дела.
Безусловно, есть чистые страны – такие чистенькие припудренные страны Западной Европы. Чем дальше на север Западной Европы, тем становится чище. Эта норманнская раса как-то умеет все выкрасить, вычистить, вылизать. Но это не значит, что у них в голове чисто. Отнюдь не значит. Можно жить аккуратно снаружи, но совершенно грязно внутри. Человек и на это способен.
Но, с другой стороны, нельзя же действительно загаживать и портить все вокруг, абсолютно ничего не жалея. Сказано же, например, о бесах, что они ничего не творили, и поэтому им ничего не жалко. То есть нельзя быть человеком, который не жалеет чужого труда, не ценит красоту, которому вообще наплевать на все в буквальном и переносном смысле слова.
Все доброе, настоящее, то доброе, которое не разрушишь, рождается из твердого и ясного намерения, мысленного намерения. Поэтому Златоуст очень правильно говорил: «Даждь ми мысль благу».
Итак, наша задача – очищаться и очищать. Надо очищать окружающий мир, ибо мы ответственны за тот кусочек земли, на котором нас поселил Бог. Необходимо очищать нашу речь, поскольку мы словесные существа, и нам нельзя выпускать грязь из наших уст, поскольку слова наши слышны на Небе. И нельзя грязно мыслить. Это самая тяжелая, но самая важная задача.Из книги «Ступени к небу», чтение онлайн
Мария Бубнова
07.04.2019 в 18:22 #12570adminХранительНаталья Кремнева.
Прочла с интересом, но я в общем-то все знала. -
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.