Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Теплица + Group Copy odnoklassniki Created with Sketch. path9 Created with Sketch. Shape Created with Sketch. g15 Created with Sketch. vkontakte Created with Sketch. whatsup Created with Sketch. 1449088535_18-youtube Created with Sketch. Group Created with Sketch.

Главная Форумы Клуб Семей слепоглухих Молодежный клуб Гиперопека – как она есть и как её нет…

Просмотр 9 сообщений - с 1 по 9 (из 9 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #3161
    admin
    Хранитель

    ГАЛИНА УШАКОВА
    Сначала определимся с понятием гиперопеки. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружать ребёнка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. При этом ребёнок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребёнок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценивать. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждёт помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность – условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое. Определение взято с сайта Психологом.

    Как-то присутствовала я на одном мероприятии, и пригасили нас всех в столовую позавтракать. Здесь были только слепоглухие и их сопровождение, а также специалисты, приехавшие на конференцию. И вижу я вот такое: сидит слепоглухой, уже в летах. И перед ним в тарелке котлета. И ему режут эту котлету ножом на кусочки… Сказать, что я была в шоке – ничего не сказать. Отвернулась, а за моей спиной другой тотально слепоглухой, но выросший и воспитанный в Загорском детдоме, сидит с прямой спиной и очень аккуратно и уверенно ест эту же котлету, как и положено, отделяя вилкой кусочек за кусочком… Страшный призрак гиперопеки закачался передо мной на стене столовой…

    Не раз я видела, как родственники буквально окутывают своих незрячих и слепоглухих детей липкой паутиной гиперопеки.

    Взрослые слепоглухие не умеют стирать носки, отрезать кусок хлеба и намазать его маслом, отрезать колбасу и положить на хлеб. Не умеют погладить вещь, помыть пол. И отсутствие бытовых навыков самостоятельности очень взаимосвязано с отсутствием самостоятельности в жизни, отсутствием ответственности за себя самого…

    Я встречалась с выпускниками Сергиевого-Посадского детдома слепоглухих разных годов выпуска, исключая последние 15 лет. А.В. Апраушев вёл очень продуманную линию воспитания самостоятельности, освоения разных навыков. Воспитывал в учениках желание быть независимым, сильным, умеющим преодолеть трудности жизни после школы. И встречала тех, кто рос и воспитывался в семьях – боящихся даже что-то самим сделать, совершенно безынициативных. Это страшно.

    Слепая любовь матери (а так чаще всего и происходит) – гибельна для любого особенного ребёнка…

    Вспоминаю своё раннее детство и половую щётку в руках. Я в том возрасте ходила ну прямо как ДЦПшница (а мне и ставили такой диагноз наши провинциальные врачи). Родные замечали, что я подметала мимо мусора, но мягко обращали моё внимание, думая что я просто рассеянная. Уже потом пришлось обращаться к детским окулистам, но это другая история. Так вот, минимальным бытовым навыкам к школе я уже была научена. Конечно, за меня боялись, присматривали постоянно, но и давали свободу. И это было очень ценно и мудро.

    А в одной семье девочку глухую настолько избаловали, подчёркивая её исключительность, что даже когда она потеряла зрение (синдром Ушера), она так и не научилась адекватно общаться с людьми, считая, что она имеет право смотреть на всех свысока, не считаясь ни с возрастом, ни с авторитетом. Это тоже перекос гиперопеки.

    А ещё в одной семье мальчик очень плохо видящий и плохо слышащий, рано потерявший мать, воспитывался у бабушки. И, вероятно, бабушка ему внушила, что он сирота и инвалид, и все вокруг должны входить в его положение и прощать ему всё, что он учудит. Он ощутил и принял свою безнаказанность. Теперь бабушка сильно не переживает, а он не может понять, что же такого особенного он делает, что люди уже не прощают ему его действий. Результат жалости и всяческих поблажек. Не что иное, как проявление той же самой проклятой гиперопеки.

    Мама тотально незрячего слабослышащего как-то писала мне: «Я тоже сначала хотела всё сделать за ребёнка и чуть его не погубила. Но встретила человека, который уже воспитал и выпустил во взрослую жизнь тотально слепого сына, и я поняла свою громадную ошибку». Сейчас этот мальчик учится в вузе и может сам оставаться в квартире один несколько дней и даже выходить с тростью в город( мегаполис!).

    Мне рассказывали историю одного слепоглухого, настолько привязанного к матери, что после её смерти он попросту не смог выжить и очень скоро отправился за нею. Давняя история…

    Есть ещё у меня знакомая, очень плохо видящая и почти не слышащая – весь быт лежал на матери, и когда её не стало, ей пришлось учиться жить без неё. Слава Богу, что она наделена недюжинным умом и желанием жить. Но, по моим наблюдениям, женщины всё же способны как-то лучше преодолеть, хоть и частично, сверхзаботливость. Но, думается мне, гиперопека вызвана не столько любовью, сколько желанием избежать лишних усилий в воспитании и обучении. Проще и быстрее застелить за человечка постель, сунуть ему уже очищенное яйцо, быстро завязать ему шнурки, чем смотреть на потуги и уливаться слезами жалости и нетерпения… И так год за годом, и вот уже великовозрастное дитя сидит за столом, а старые родители (чаще мать, поскольку отцы просто сбегают) суетится вокруг… Родителям очень сложно как-то смириться с тем, что особенный ребёнок и вправду что-то может сам, даже имеет на это право. Они стремятся гиперопеку оправдать своей заботой, любовью, желанием защитить. Но всё должно быть в разумных пределах…

    Вот недавно прочитала в письме, что незрячий юноша учится в вузе, а приезжает вместе со старой бабусей – и та ему и завтраки готовит, и стирает, и лекции за него пишет, а он сидит сложа ручки… Такому высшее нужно разве что для престижа семьи. Дальше-то что?

    Рассказывали мне об ученице старшего класса интерната для слепых, тотально слепой. Та даже и не держит в мыслях выйти куда-либо без родных. А ведь ей уже 17!

    По словам одного уважаемого слепоглухого, ситуация с тотально слепыми в школах сейчас очень удручающая. Родители выступают против воспитания навыков самостоятельности, инициативности. Это не может не удивлять – если в семье ничему не научили, в школе тоже – как такой инфантильный, не умеющий решать проблемы быта и коммуникации, человек выйдет во взрослую жизнь? Не у всех есть бабульки, да и матери не вечны. Как такой человек сможет учиться, как-то работать, построить семью?

    А вот много прекрасных примеров, как живут те, кто с детства счастливо избежал цепей гиперопеки. Очень яркий пример могу привести – два тотально слепоглухих: она – выросшая в семье, он – в детдоме. И волею судьбы они соединили свои жизни и стараются жить отдельно, хоть и с некоторой организационной помощью родных. Сами готовят оба, сами убирают, оба участвуют в общественной жизни, оба состоялись как полноценные личности.

    Знаю ещё братьев-близнецов, глухих с детства и ушериков. Мать их сумела воспитать трудолюбивыми, инициативными, самостоятельными настолько даже, что они и не особо задумываются о женитьбе, хотя лет им уже немало…

    Есть замечательная женщина, с множественными нарушениями, но наделенная прекрасным умом и поистине необыкновенной добротой. Ни зрение, ни слух, ни проблемы с ходьбой не мешают ей принимать живое участие в жизни других особенных людей. Ездит на конференции, пишет статьи, даёт советы и помогает как- то решать проблемы. Всюду старается сама, с улыбкой на лице. Никогда не видела её сердитой, ноющей…

    Живёт в России мудрый человек, тотально глухой, уже поздноослепший, унаследовавший синдром Ушера от своего отца. Имея глубокий аналитический склад ума и выросши в простой деревенской семье (может, это и было благо для него?), он рано сам понял, что его ждёт и готовился к этому. И полная слепота не застала его врасплох, хотя и очень отягчила и усложнила жизнь, но он уже практически всё мог сделать наощупь. И будучи уже в возрасте, ездил на дачу, стараясь всё делать сам, руководствуясь примером рано ослепшего отца, да ещё и прекрасно освоил компьютер и брайлевский дисплей, что не так-то просто. А ещё он очень грамотный и компетентный человек в вопросах работы с глухими и слепоглухими, старается сам им помочь.

    А ещё есть на свете женщина, в молодости очень быстро полностью потерявшая зрение и слух, но закончившая вуз и ставшая редактором вот этого нашего славного журнала. Помощь ей нужна только в магазине да в банке, не считая сопровождения и перевода. А ещё вот воспитанница Сергиева Посада, ещё в школе ставшая актрисой нашумевшего спектакля «Прикасаемые». Сейчас она живёт в квартире сопровождаемого проживания, готовится учиться в вузе и осваивается в самостоятельной жизни.

    А ещё, а ещё – позитивных примеров множество. Недавно я узнала об одной, тотально незрячей с детства, студентке московского вуза. Хоть и хорошо слышит, но ведь – тотально незрячая! И предпочитает везде сама ходить с тростью, боится излишней помощи, как бы не хочет ощущать себя зависимой. Даже рвётся помогать другим и даже как-то начала вникать в проблемы слепоглухих, выучила даже дактиль.

    Я думаю, что работу с родителями особенных детей нужно начинать практически немедленно, после рождения особенного ребёнка или после заболевания, повлекшего за собой утрату работы какого-то органа. Многие врачи не придают этому значения, их волнует медицинский аспект. Да и мамочки, надеясь на чудо, мечутся по врачам, теряя драгоценное время, которое необходимо использовать как раз для полноценного воспитания и обучения навыкам, для привития желания быть самостоятельным и инициативным. Но нужно сделать серьёзную оговорку – если у ребёнка множественные нарушения вкупе с ментальными, то об этом говорить очень и очень сложно, это особая тема. Мы говорим здесь только о детях и взрослых с сохранным интеллектом. Конечно, успех такой работы, причём длительной и сложной, зависит от психологического настроя в семье. И ещё – зависит от внутреннего стержня ребёнка, и если его укрепить и развить, то вырастет и будет жить полнокровно и самодостаточно даже самый тяжёлый инвалид…

    • Тема изменена 5 лет, 8 месяцев назад пользователем admin.
    • Тема изменена 5 лет, 8 месяцев назад пользователем admin.
    Вложения:
    #3166
    mariya75
    Участник

    Очень интересный рассказ, спасибо!
    Мама не боялась отпускать меня, глухую с малых лет, в мир. В магазин с семи лет — сама говорила с продавцами. В обычной школе я сама разбиралась с ребятами, мама строго сказала, чтоб я не ходила к ней жаловаться на них, а сама бы разбиралась. Когда я училась в школе, мама записала меня на пантомиму, занятия по музыке, в художественную школу — среди слышащих, потом и английский. И я сама ходила туда, с первого класса, а это было далеко. И так я привыкла сама разбираться и крутиться в слышащем мире, и очень благодарна маме за это. Это большое благо!

    Мария Бубнова

    #3172
    mariya75
    Участник

    Кремнева пишет, что ее папа так же учил — разбирайся сама с ребятами, не ябедничай. Мама была готова бежать во двор и разбираться с обидами. Отец ей запретил. И настоял на том, чтобы Наталья ходила и ездила везде сама. Тогда зрение еще было вполне приличное днем.

    Мария Бубнова

    #3173
    Аноним
    Неактивированный

    Если бы жизнь свелась бы только к чистке картошки — было бы легко и понятно, что делать.
    Только вот всё гораздо сложнее.

    Во первых образование. Даже в школах для глухих его не дают. Ну дают крайне ужасное.
    Даже попав в интернат не факт, что выйдет чего то нормальное.
    Поэтому необходимо выработать стандартные методики по самообучению… Специалисты должны этим заниматься. Не знаю только станут ли они это делать.

    Основная проблема это конечно социализация. Жуткая вещь которая портит абсолютно всё.
    Причём там разницы никакой нет. Другие города, страны или люди с различной степенью инвалидности. Разницы никакой нет. Низкий уровень социализации очень сильно влияет на уровень жизни.

    Люди живут в обществе. И там жизнь проста. Ты делаешь некоторые усилия, блага, продукт — тратишь много сил, ресурсов. И за твои усилия общество тебя вознаграждает.
    И очень часто вознаграждает меньше чем ты считаешь заслужил.

    Есть даже такие работы которые никак не вознаграждаются. У них есть какой то свой смысл. Он не всегда приносит прибыль. Например некоторая деятельность может быть просто интересна.

    И теперь если посмотреть на воспитание будь то в семье или в интернате слепоглухого. Он начинает с миром общаться только в одном случае. Когда ему чего то надо.
    Вроде не значительный факт который меняет абсолютно всё.
    Этот факт напрямую увязан с социализацией. Чем сильнее инвалидность. Те меньше общество обращается к нему по собственной инициативы для решение проблем общества. И как следствие меньше его социализация.

    Образование на социализацию не влияет.

    Если же отклонения имеют единичный случай. То можно его игнорировать. Но если он поголовно — то значит имеет системный характер.
    Я специально узнавал как ведут себя слепоглухие в разных городах. Везде одинаково.
    Любая попытка привлечь к какой то деятельности их. Попытка увязать некоторые поступки с чем то.
    Даже просто подозрение на возможное привлечение к чему то. Не согласие с их действием и попытка заставить сделать нужное обществу….
    Моментально вызывает агрессию. Это чем то напоминает аллергию — не соизмеримо с тем с чем столкнулись.

    Поэтому часто им тяжело быть вместе. Возникают постоянные конфликты….

    Проблема ясна. Решение выходит само собой….
    Человек имеет очень большой запас прочности. Тут стоит вопрос в другом. Нужно ли эту проблему решить?????

    Слепоглухому лучше когда ему нужно тратить минимум сил….

    Социальным службам нужно чтоб он перед глазами не маячил и тихо где то сидел… лучше в ПНИ….

    НКО и Фондам нужны несколько человек которых можно возить и всем показывать. Как они им помогают, веселят, развлекают и кормят…

    Какому нибудь Карабасу Барабасу нужны куклы которых вытаскивать время от времени на свет надо….

    Получается так, что особо никому не нужно менять сложившую ситуацию. Показателен пример того, что на этом форуме слепоглухие не желают общаться.
    Какой смысл тратить на него свои силы?

    Тут недовольство высказывает только одна группа лиц. Это само общество.
    Как правило ему не нравиться их социализация, что они делают и как. И изменения будут в том случае когда внешние силы захотят изменить правила игры в этом социуме.
    А если посчитают нужным, что просто дать денег. И сидели чтоб тихо — то всё. Никакие усилия не помогут.

    Человек создание ленивое. Чтоб он начал работать — его сперва надо заставить. Потом втянется. Сам себя человек заставлять не будет.

    #3181
    mariya75
    Участник

    Государство как раз выдает путевки слепоглухим на Солнечный берег и в Подмосковье, Индивидуальную Программу Реабилитации, а фонд Со-единение много сделал для Тихого дома и других регионов, для Ассоциации слепоглухих, именно благодаря фонду государство начинает заниматься проблемами. И писать индивиду такие вещи неприлично. Каждый человек сам решает для себя — быть милосердным или нет. И часто милосердные люди, а такие есть в фонде Со-единение, не разглашают своих добрых дел и делают втайне.

    Мария Бубнова

    #3209
    Аноним
    Неактивированный

    Государство как раз выдает путевки слепоглухим на Солнечный берег и в Подмосковье, Индивидуальную Программу Реабилитации, а фонд Со-единение много сделал для Тихого дома и других регионов, для Ассоциации слепоглухих, именно благодаря фонду государство начинает заниматься проблемами. И писать индивиду такие вещи неприлично. Каждый человек сам решает для себя — быть милосердным или нет. И часто милосердные люди, а такие есть в фонде Со-единение, не разглашают своих добрых дел и делают втайне.

    Довольно странное у Вас вообще представление о помощи….
    Потребовать и установить зарплаты за МКАДом в 13 тысяч рублей? Для сопровождения и перевода?

    А потом сказать, что вот проблема и дайте денег мы более чем за 600 рублей в час будем работать?

    Если ты строишь свой бизнес на развлечении инвалидов. Я чё то не могу понять где тут помощь?
    Это, что за милосердие такое — когда за него платят? И хочу заметить не мало….

    Вы правда не понимаете откуда эти деньги берутся?
    Их для слепоглухих уже выделили. Это деньги Ваши. Вы имеете право сами решать куда их тратить и на что….
    Вместо этого за Вас решают кому отдавать и зачем….

    Это всё обычно называют одним словом — глупость. Вы просто глупы и вообще не понимаете, что вокруг происходит…
    Хотите жить в фантазиях — живите. Проблемы не у меня, а у Вас возникают!!!!

    #3226
    Ирина Жукова
    Участник

    Весьма неприлично ТАК отзываться о людях…
    Жаль,индивид тактичностью обделён….

    #4746
    mariya75
    Участник

    Благодаря ВОГ я получила новые слуховые аппараты! В них первый раз в жизни стала слышать, какого оттенка голоса у всех. У меня очень резкий, не договариваю до конца. Буду исправляться. Теперь посторонние звуки слышу, привыкаю к ним.

    Мария Бубнова

    #4763
    admin
    Хранитель

    Наталья Кремнева.
    Поздравляю с аппаратами новыми! Ой, как здорово — все слышишь, я очень рада! Привыкай к ним. И как хорошо, что ВОГ помог тебе!

Просмотр 9 сообщений - с 1 по 9 (из 9 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Общероссийский журнал для слепоглухих «Ваш собеседник». Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов и софинансировании Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

2017 © Все права защищены

Сайт сделан
при поддержке
favorite_border