Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Теплица + Group Copy odnoklassniki Created with Sketch. path9 Created with Sketch. Shape Created with Sketch. g15 Created with Sketch. vkontakte Created with Sketch. whatsup Created with Sketch. 1449088535_18-youtube Created with Sketch. Group Created with Sketch.

Главная Форумы Клуб Семей слепоглухих Слепоглухие взрослые Ирина Жукова "Как научить слепоглухого быть самостоятельным",

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #3139
    Ирина Жукова
    Участник

    Самостоятельность – это качество, которое развивается в человеке с течением жизни, начиная с детства. Все мы учимся: самостоятельно одеваться, принимать душ, что-то готовить и так далее. Но, к сожалению, не все имеют навыки самостоятельности.
    Я сейчас говорю о слепоглухих. Никто не оспаривает тот факт, что слепоглухим многое трудно даётся в виду того, что у них одновременные нарушения слуха и зрения, а это как раз то, что даёт возможность человеку быть независимым, самостоятельным. Слепоглухие различаются по степени слепогухоты: тотально слепоглухие, незрячие с остатком слуха, плоховидящие с отсутствием слуха и плоховидящие с остатком слуха. Кто-то слепоглухой с детства, а кто-то в течение жизни стал им.
    Родители слепоглухих детей почему-то стараются оградить их от всего, не дают и шагу ступить к самостоятельности, боятся им дать свободу действий. На мой взгляд, это большая ошибка. И сами же родители потом от этого страдают. И самому слепоглухому от этого не столь полезно. Помнится, мне рассказывали в одном реабилитационном центре для слепоглухих про одну девушку, ей было 18 лет. Она ничего не видела, но остаток слуха у неё был. Девушка приехала на реабилитацию с мамой, Девушка была испуганной поначалу, боялась всего, даже кушать нормально самостоятельно не могла! Сотрудники спрашивают маму – почему так? Ответ мамы – я боюсь за дочь, мало ли она травмируется, да и не видит она же ведь ничего! И знаете, сотрудники поступили очень мудро — шаг за шагом стали помогать этой маме и девушке приучать ту к самостоятельности. Начинали с малого. Подсказывали, как девушку научить вести себя за столом, как чем пользоваться. Постепенно дело дошло и до ориентировки в пространстве. Девушка ожила! Удивлению мамы не было предела – разве это её дочь? Она с дочерью приезжала на второй этап реабилитации и девушку было не узнать — она многому научилась, мама с ней занималась, консультировалась. Прочитав эти, покажется что это всё произошло быстро. На самом деле это титанический труд – научить слепоглухого самостоятельности. Родителям не стоит бояться. Нужно стараться вовлекать своего ребёнка в жизнь семьи, в работу по дому, не стоит также чуть что и кидаться помогать — пусть ребёнок сам попробует. А если вы будете видеть, что у него что-то не получается, стоит набраться терпения и рассказать, объяснить ему, показать. Например, шнурки на ботинках ребёнок вполне способен научиться завязывать сам. Важно показать что-то первоначально, а уже потом он сам сможет делать. Очень часто родители акцентрируют при ребёнке внимание на то, что он инвалид, и он не может быть самостоятельным…
    А бывает и вот такая интересная ситуация. В детстве ребёнка приучали ко всему: убирать за собой, помогать по дому и прочее. Есть пример одного молодого слепоглухого. Именно так и происходило у него в семье. Безусловно, родные проявляли к нему сочувствие – здоровье у него не задалось. Он рос. Купался в любви родных. Его баловали. Что в итоге? Сейчас у него нет ни к чему стремления, он понял, что все его жалеют, и пользуется этим. Просят его помочь по дому, например, вымыть полы – «я не могу, плохо вижу, у нас же есть соцработник, пусть поможет!» Не настолько плохо он и видит, чтобы самостоятельно вымыть пол! Может, но не хочет. И так абсолютно во всём. Добровольно он ничем не хочет заниматься, ему и в голову это не приходит, ждёт, когда его попросят. И то, с выполнением просьбы очень затягивает. Он считает что, все обязаны подстраиваться только под него и его желания — и пусть весь мир подождет! У молодого человека не было желания (его и сейчас нет) искать возможности получения образования. Ему всё нашли, расписали что и как, предоставили список нужных документов – иными словами, преподнесли всё на блюдечке готовое, но сам не приложил ни капли усилий. Даже деньги свои тратит неразумно, не хочет планировать свои траты, рассчитывает на то, что ему всё дадут родные и напрягаться незачем. Ситуация в семье из-за этого всего напряжённая. Сколько сил, времени тратится на то, чтобы ему втолковать премудрости жизни, помочь ему определиться в жизни, стараются привить хорошее, дают свободу действий, но он не хочет проявлять рвение к чему бы то ни было. Ощущение, что он хочет только одного – жить на всём готовом только ради себя самого и не прикладывать никаких усилий. Вот где и в чём сделали промашку его родные?…
    Все наши навыки, умения исходят из семьи, социума. Ещё многое зависит от того, каков сам человек по темпераменту. Есть люди инертные, их нужно всюду тормошить, шевелить, заинтересовать. Бывает наоборот – люди кипят энергией, они наполнены жаждой узнавать новое, чему – то учиться. Вот, например, молодая девушка. Так случилось, что она потеряла зрение в подростковом возрасте, есть остаток слуха. Тогда ей казалось, что жизнь полностью пошла крахом, она никому не нужна, и она не сможет жить. Пребывая какое-то время в глубокой депрессии, в какой – то момент она сама себе сказала – стоп, жизнь продолжается! И взялась за себя. Учёба в школе, учёба в вузе, встреча любимого человека. Она признаётся, что именно любимый человек невольно подтолкнул её на то, чтобы ничего не боятся, идти вперёд по жизни. У неё был страх — страх передвигаться по улице. Долгое время она не могла его пересилить, хоть и научилась ориентированию в пространстве. Но в какой-то момент, случилось то, что она смогла переломить себя и свой страх. У молодого человека был день рождения. А ей так хотелось поздравить его первой, чтобы это было сюрпризом. Он жил недалеко от неё, сколько раз она бывала у него в гостях и маршрут она помнила. Решила рискнуть, побороть свой страх и дойти до его квартиры самостоятельно – ходят же как-то незрячие по улицам сами! Трость в руки и пошла. Путь казался ей вечным… Было страшно. Но какое она испытала облегчение и чувство гордости, когда она позвонила в дверь его квартиры и он открыл. Изумлению его не было предела, он знал о её страхе, сколько раз он убеждал её попробовать выходить на улицу самостоятельно – ни в какую! А тут чудо свершилось! Первое что он произнёс – я тобой горжусь, ты смогла это сделать!!!! Она потом рассказывала, что её родные и окружение всегда говорили, что он сильная, со всем может справиться, приводили много примеров когда люди заново учились жить. Она такой человек по характеру – ей не хочется кого-то обременять.
    Три истории, разные они. В каждой из них к самостоятельности приходят по-разному. Универсального совета нет – как именно научить слепоглухого к самостоятельности. Но есть рекомендации, которые помогут родителям слепоглухих и самим слепоглухим. В первую очередь, нужно давать свободу, не боятся того, что человек травмируется, если, скажем, он палец порежёт. В этом нет ничего страшного. Позже он научится резать самостоятельно хлеб, сыр. Изначально стоит ребёнка приучать к поведению за столом, самостоятельно держать вилку, ложку. Хочет человек что-то сделать, помочь вам чем-то, убрать, протереть мебель влажной тряпкой – не отмахивайтесь: я сам, ты всё равно не видишь (или плохо видишь), всё равно потом после тебя переделывать. Пусть вы и переделаете пару раз, наберитесь терпения и постарайтесь ему объяснить, что именно он делает не так и как нужно. Давайте какие-то поручения по его возможностям. Важно для человека чувствовать свою нужность, что его помощь необходима. Это стимулирует его на самостоятельность. Ни в коем случае не акцентрируйте внимание на то, что он инвалид, и он ничего не сможет.
    Конечно, совершаются ошибки при воспитании, при обучении навыкам самостоятельности. Не только самих слепоглухих нужно обучать, но и их родителей. В настоящий момент в Сообществе семей слепоглухих создана Мамина школа и руководит ею мама двоих особенных детей, один из которых тотально слепоглухой. Эта школа призвана научить родителей слепоглухих как воспитывать детей, там делятся опытом обучения навыкам самостоятельности, к работе привлекаются педагоги, реабилитологи, психологи. Родителям и близким не стоит стесняться обращаться за помощью, за консультацией. Ведь благодаря помощи и опыту других, есть возможность избежать ошибок и помочь своим детям стать самостоятельными.

    #3140
    Аноним
    Неактивированный

    Рекомендации по воспитанию детей надо давать и размещать на каком нибудь ресурсе.
    Можно даже тут на форуме. Каждую тему обозначить тегом и собирать информацию по направлениям.
    После замечаний и исправлений — менять и рекомендации.
    Очень большую роль играет организация предоставления информации.

    Это понятно, что чем у человека сильнее инвалидность тем меньше его социализация.
    Тут ничего удивительного нет. Просто СГ начинает общаться с внешним миром — когда ему чего то надо. Годами такая привычка накладывает свой отпечаток.

    Тут стоит вопрос какие цели хотим добиться и нужно ли это вообще?
    Если человек привык к некоторой стабильности в жизни — пускай даже и не совсем комфортной. Изменение образа жизни и активности — может вызвать недовольство.

    Социализация подразумевает в первую очередь большой труд. Люди тебе помогают и ты в ответ людям то же помогаешь.
    А тут даже двоих СГ в одну комнату поселишь и начинаются скандалы.

    Это свойство человека. Тратить минимум усилий и получить большую выгоду. То есть интересы отдельного человека не совсем будут совпадать с интересами окружающих людей.

    У человека появляются новые навыки, поведения и привычки — только при одном условии. Когда ему создаёте дискомфорт.
    Чтоб из человека сделать спортсмена или там специалиста — его заставляют работать и учиться.
    Некоторые достижения не возможны без больших усилий.

    А тут тем более. Чтоб получить результат надо будет заставить делать многое.
    И готовы ли к этому?

    Если человека в школе и в интернате ничему не научили. Это же каких усилий будет стоить попытка чем то научить в взрослой жизни…

    Я даже ставил специально эксперимент. Подходил к СГ и говорил. Ты сидишь на этом месте, но вот другим людям нужно кое, что сделать. Пересядь в другое место!!!
    Когда с человеком не работаешь — реакция типичная. Это ответ — я же никого не просил!!!!

    То есть видно, что человека никогда ни о чём никто не просил. Даже пересесть. Это для него шок.
    Но после того как он поживёт с такими как он. Пускай даже если ему это жутко не приятно и вызывает дискомфорт — поведение его меняется.
    И такого рода просьбы он воспринимает нормально. Сам даже потом просит — помочь может чем то надо?

    Человек — без общества и без социальной среды не может жить. Обязательно нужна группа таких же как он.
    Говорящих на одном и том же языке.
    Так меньше усилий можно прикладывать. Можно концентрировать больше специалистов в одном месте. Обучение и занятость легче организовать.

    Конечно это вызовет некий дискомфорт поначалу.
    Будут кричать, что их никто не понимает и давай каждому организуем отдельную квартиру.
    Тут и пойдёшь на поводу, что приведёт к первой ошибки.

    Чем больше людей в одном месте. Тем больше общение. Тем больше поводов чего то сделать для кого то.
    Первый признак социализации — это сделать чего то для кого то.
    Можно сколько угодно пытаться бороться с последствиями, но необходимо сделать простую вещь. Надо только изменить систему взаимоотношений.

    И тут вернёмся к началу. Обществу, что нужно?
    Нужно ли ему такое? Захочет ли оно менять своё отношение к ним?

    Может правда лучше организовать для них время от времени танцульку с плясулькой.
    А в остальное время гори это всё синем пламенем!!!

    #3141
    mariya75
    Участник

    Надо потихоньку просвещать всех, к этому призваны и форум, журнал «Ваш собеседник». Все читают и понимают что-то, а матерям слепоглухих детей особенно надо узнать об этом как можно больше. И ведь есть подвижницы! Например руководитель Маминой школы. Я восхищаюсь ею. Иметь особенных детей и не отчаиваться, да еще руководить школой, помогать всем! Помоги ей и матерям Господь в воспитании добрых и трудолюбивых людей!

    Мария Бубнова

Просмотр 3 сообщений - с 1 по 3 (из 3 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Общероссийский журнал для слепоглухих «Ваш собеседник». Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов и софинансировании Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

2017 © Все права защищены

Сайт сделан
при поддержке
favorite_border