Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Shape Created with Sketch. Теплица + Group Copy odnoklassniki Created with Sketch. path9 Created with Sketch. Shape Created with Sketch. g15 Created with Sketch. vkontakte Created with Sketch. whatsup Created with Sketch. 1449088535_18-youtube Created with Sketch. Group Created with Sketch.

Главная Форумы Хобби Творчество Слепоглухой художник Олег Зиновьев

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #12630
    admin
    Хранитель

    Слепоглухой художник Олег Зиновьев (1937-2018) «бредил» искусством с самого раннего детства. Рисовал постоянно, везде и на чём придётся. Семья жила трудно, можно сказать бедствовала, и на его увлечение рисованием никто особо не обращал внимания. Вместо кисти Олег частенько использовал хвост кошки, с которой он постоянно играл. Немного занятий во Дворце пионеров и затем в Доме пионеров и школьников. Потом война и блокада.
    Пережитая ленинградская блокада подорвала здоровье мальчика, из-за чего он стал быстро терять зрение, а после окончания средней школы не смог попасть в высшие художественные заведения. Но желание учиться рисунку и живописи было сильнее его физических возможностей. В 18 лет Олег Зиновьев переписал в толстые общие тетради весь текст попавшего в его руки фундаментального учебного тома по академическому рисунку и живописи, проштудировал его самостоятельно и скопировал из учебника рисунки Перова. Чтобы приобрести художественную специальность, Олег Зиновьев решил поступить на курсы художественных мастеров росписи по фарфору на Ленинградский Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Для этого надо было пройти медицинскую комиссию, по результатам которой, он твёрдо знал, его бы никогда не приняли. И он выучил наизусть алфавитный ряд таблицы для проверки зрения, что помогло ему попасть на двухгодичное обучение и приобрести навыки мастера-живописца по фарфору. Но работа на фарфоровом заводе не прошла бесследно – блеск фарфора и золота, палитра, краски, порошки, масло, скипидар ещё более усугубили и так слабое зрение. Олегу Зиновьеву врачи поставили окончательный диагноз по зрению – «Синдром Ушера» и невроз слухового нерва.
    Но художник не сдавался. С 1962 года стал работать на киностудии «Леннаучфильм», а затем на Ленинградской студии телевидения, создавая с большим интересом серии мультипликационных образов, участвуя в подготовке ряда телепередач, в том числе, детской передачи «Ребятам о зверятах». Работа была по душе. Проработал Олег Зиновьев на этом месте много лет. Скрывал, как мог, потерю своего зрения, которое таяло не по дням, а по часам. Коллеги не замечали, хотя знали, что есть такая проблема. И только тогда, когда художник на глазах у руководства и всех сотрудников не смог найти выход из служебного помещения, ему предложили уволиться.
    Вскоре, как и предупреждали врачи, наступила беспощадная слепота. Наступило время отчаяния и борьбы с чёрными мрачными мыслями. «Когда мои глаза накрыла вечная тьма, я оказался в другом мире. Если раньше я работал для того, чтобы жить, то теперь стал жить, чтобы работать», – сказал художник. Преодолеть настигшую беду помогло неистребимое желание творчества и поддержка самого близкого, любящего и верного друга – жены Валентины Фёдоровны Зиновьевой.
    На адаптацию к слепоте, к вхождению в новую жизнь, к поиску себя в ней и к преодолению самого себя ушёл не один год. Но это уже был процесс возрождения, так как художник уже ясно представлял себя в этой новой жизни, рвался к независимому творчеству как к единственной предопределённой кем-то свыше цели. Точкой отсчёта рождения художника явилась, как ни парадоксально, его полная слепота.
    У Олега Зиновьева появилась непреодолимая потребность рисовать в тишине. Иногда состояние погружения переходило в высшую стадию – медитацию. После чего бегущей мониторной строкой возникает информационная мысль, которая требует немедленного воплощения на чистом листе бумаги, при этом воспроизведение увиденного в мозгу должно происходить в течение трёх – пяти минут, не отрывая руки с карандашом от бумаги, положенной на резиновую пластину, окантованную рамкой.
    Если говорить о графике художника, то можно заметить, что каждая зарисовка как бы вычленяется художником из окружающего мира, осмысливается её эмоциональное состояние, в результате чего возникает графический образ, не зависящий ни от места, ни от времени его создания, который сегодня удачно иногда называют «образами – существительными». Такое явление созвучно древнеегипетскому пиктографическому рисуночному письму, отображающему содержание в виде последовательных рисунков.
    Графические портреты художника разные по композиции и настроению. Это может быть и старец со скорбным выражением лица, изумлённое лицо с поднятыми ладонями, светлая печаль или задумчивый образ человека с опущенными веками, женские миловидные лица в разных ракурсах, а также трио слитых в единой композиции образов. Часто художник изображает два совмещённых образа – один в профиль, другой в фас с различным выражением. Это могут быть и мужчина с женщиной или старик с молодым человеком, или две женщины. Интересна работа – женщина перед зеркалом, изображённая со спины. Фигуры людей или обращены друг к другу лицом или нарисованы, стоя вплотную спинами, как сросшиеся стволы деревьев. Тема слияния душ волнует художника, и обращаться к ней он будет постоянно, используя разные технические приёмы и материалы. Что удивительно – все эти живые зарисовки наполнены разнообразными состояниями и неповторимы по художественным замыслам. Также изображаются городские пейзажи: «Вид из окна», «Одинокий домик», композиция которых более насыщена объектами и планами.
    Во многих рисунках художника не наблюдается глубины пространства, точно так же как и у древнеегипетских мастеров на остраконах – своеобразных «листках из альбомов» рисовальщиков, отличающихся свободой и непосредственностью.
    Небо у художника, надо отметить, и в цветных работах неповторяющееся, живое, подвижное, определяющее в передаче настроения. Удачными акварельными работами можно назвать пылающий осенний лес с полем на первом плане, белую церковь на высоком зелёном холме, ветви с багряными листьями, пейзаж с большим красным закатным солнцем на обширном фиолетовом небе и двумя маленькими лошадками, виднеющимися на низком горизонте.
    Трудоёмкий процесс выполнения акварельных работ требует от художника огромного терпения и развитой памяти. Художник создал собственную уникальную методику, которая сама по себе может служить инструментом для слабовидящих и незрячих людей по развитию пространственного мышления, моторной памяти и, конечно, для создания художественных работ.
    Первое, что делает художник – лепит из пластилина множество «червячков», из которых будет выкладывать поэтапно «сюжетные линии» картины. Нанеся первую конфигурацию на черновой лист бумаги, он накладывает сверху ватман, вырезает по нему на ощупь рельеф, получая, таким образом, трафарет первого плана задуманной картины. Затем делает вторую конфигурацию из пластилина, накладывает ватман, вырезает второй рельеф, получая трафарет второго плана и так далее. По выложенным рельефам получаются трафареты того, что должно быть изображено, будь то небо, горизонт, лес, дом, облака и т.д. Полученные трафареты, сложенные по порядку, закрепляются на клею или булавками в необходимой последовательности на акварельной бумаге и заполняются нужной краской. Кстати, все акварельные краски (цвета) имеют свои метки, что позволяют художнику варьировать оттенками и тональностью по памяти. В завершении вся работа покрывается необходимым тоном, для создания единства колорита.
    Одна из акварельных работ «Мир вокруг меня» выглядит так: в центре чёрного квадрата изображен белый круг с рваными краями, в котором помещён белый глаз слепого человека с голубым зрачком. Вокруг глаза на белом фоне изображены картины зримой жизни – дома, деревья, облака. Поверх изображённых картин от глаза по кругу расходятся тонкие животворные нити пульсирующих глазных сосудов. Слепой глаз как бы проникает сквозь окружающую тьму к внешнему миру, разрывая черноту. Красота и гармония мира живёт в ослепшем человеке, в его памяти и душе, вырываясь творческими искрами и озарениями на художественные полотна и пластические изображения.
    Олег Зиновьев изобрёл специальный инструмент. Уникальное устройство выглядит очень просто. Изготовить его может даже ребёнок: картонка в виде рамки и прикреплённая к ней линейка помогают незрячему ориентироваться на бумаге.
    Самым любимым материалом художника было дерево. Работы в дереве наполнены живым теплом, трепетной фактурой, мягкой пластикой, живительной силой и притягательностью.
    От таких работ как «Грибной царь», с изображением приземистого мужичка со шляпой на голове, «Единство душ» – две слитые воедино фигуры, «Серафим Саровский св.» – идущий старец с палкой в руках и с мешком за спиной, «Последний из могикан» – женская фигура дворника с метлой в руках, «Весна» – портрет молодой женщины, обрамлённый волнистыми волосами, и «Неугасимая свеча» – чуть наклонённая вперёд женская фигура в простой одежде, с платком на голове, прикрывающая собой горящую в руках свечу, символизирующую неугасимое божественное начало, веет русскими народными образами из преданий, былин и сказок, созвучными живому материалу, из которого они изваяны.
    Скульптор самоотверженно вырезал свои творения из дерева. Следы окровавленных рук мастера окрашивали при этом работы в розовый цвет. Пальцы одной руки фиксируют нужную линию, следуя мысли автора. Другой рукой с острым ножом мастер вырезает форму, беспощадно раня пальцы рук. Инструмент к материалу он прижимает так, чтобы пальцем одновременно чувствовать и жало, и поверхность дерева.
    Но Олегу Зиновьеву пришлось отказаться от работы с деревом из-за усугубляющихся незаживающих кровавых ран на пальцах рук. Резьба по дереву выработала у Олега Зиновьева свои технические приёмы и характерный стиль, который он удачно перенёс на работу с глиной.
    Начало постижения мастерства пластического изображения было положено Олегом Зиновьевым в малой пластике под руководством художника Марины Яковлевны Розен, которая интересовалась творчеством Олега Зиновьева до его смерти, периодически обсуждая с ним его новые работы в мастерской.
    Олег Зиновьев был поклонником леса. С огромной радостью ходил по нему, поглаживая стволы деревьев, запоминая их фактуру, собирая кору и интересные сухие корни, даже ища грибы лёгким прикосновением ног к земле. Своё ощущение любимого леса скульптор воплотил в фантазийные лесные образы. Результатом прогулок по лесу явилась серия оригинальных лесных образов, выполненных из шамота, глины или терракоты.
    В музее Всесоюзного Общества Слепых находится автопортрет Олега Зиновьева (гипс). Работа выполнена в классических традициях, никаких дополнительных декоративных деталей, лишь лёгкая улыбка нарушает строгость образа и придаёт ему некую загадочность. Глядя на этот портрет, хочется сказать, что этот человек знает то, чего мы не знаем, видит то, чего мы не видим.
    К абсолютной творческой удаче можно причислить работу Олега Зиновьева «Взгляд в себя» (шамот). Скульптурная композиция представляет собой объёмную пластическую фигуру сидящего человека без лица, держащего в руках перед собой лицо, как бы оторванное от головы, в которой на месте лица виднеется пустота. Композиция симметрична. Пропорции произвольны. Всё внимание сосредоточено на лице в руках фигуры.
    Скульптура Олега Зиновьева «Взгляд в себя» приобретена Государственным Русским Музеем (I вар.), находится в галерее Современного искусства в Сургуте (II вар.) и дома в семье художника (III вар.)
    В 2006 году Олега Ефимовича Зиновьева приняли в Союз Художников Санкт-Петербурга по рекомендациям их членов скульптора Тамары Викторовны Дмитриевой, скульптора Светланы Анатольевны Мельниченко и скульптора Евгения Никитовича Ротанова при поддержке председателя Союза Альберта Серафимовича Чаркина. На слепоту никто скидок не давал, требования были выдвинуты общие для всех вступающих.
    Колоссальное количество работ скульптора разбросано по музеем страны и зарубежья, в том числе в музеях Санкт-Петербурга: музей Всесоюзного Общества Слепых, музей Рериха, музей Блокады, Центр реабилитации незрячих, музей Городской скульптуры и Государственный Русский Музей. Солидное количество работ передано в музей Преодоления имени Н.Островского в Москве. Несколько работ находятся в Чехословакии в городе Брно в Техническом музее Истории незрячих.
    Несмотря на возраст и слепоту, Олег Зиновьев активно занимался спортом. Особенно преуспел в беге. Регулярно участвует в традиционном марафоне от Дворцовой площади до Пушкина, привязывая себя верёвочкой к зрячему бегуну, не уступая ему в выносливости. В его творческом «ковчеге» висят множество медалей за спортивные достижения.
    Как бегун принимал участие не только в городских соревнованиях, но и в международных, проходивших в разных странах, включая США.

    Олег Зиновьев с большим теплом и благодарностью вспоминал о Санкт-Петербургском Центре реабилитации незрячих на улице Джамбула, который в первые месяцы потери зрения помог ему буквально «встать» на ноги. Реабилитационный курс небольшой, всего 2,5 месяца, но даже за это короткое время, Олег Зиновьев стал самостоятельно ориентироваться в пространстве, читать по Брайлю и участвовать в общественной жизни. Центром руководит Тамара Михайловна Великанова, Заслуженный работник социальной сферы. Тамара Михайловна по образованию историк, что ей не помешало освоить организационную и финансовую области ведения сложного по специфике учреждения, подчинённого Комитету по социальной политике города. К сожалению, для неё и к счастью для реабилитируемых, Тамара Михайловна познала проблему болезни глаз на себе с детства, что сделало её работу смыслом жизни. Активность её поражает не только своих подопечных, но и приходящих гостей и даже сотрудников. Подопечных она буквально пестует: ставит на биржу труда, старается дать им специальность массажиста или переплётчика, проводит специальный курс обучения на компьютере без мышки со звуковой программой, обучает чтению по Брайлю. Проводит в собственном клубе дискотеки, где использует танцы, как двигательную терапию для восстановления координации и просто для человеческого общения. В клубе открыт спортивный зал, действует музыкальная и литературная секция и имеется своя самодеятельность, даются навыки в творчестве.
    В Санкт-Петербурге также есть Реабилитационный Центр по проведению спортивно-культурных мероприятий с незрячими и слабовидящими людьми. Руководит им незрячий человек, Борис Александрович Спиваков, историк и музыкант по образованию, бард, исполнитель своих песен, абсолютно творческий и спортивный человек.
    Особое место хочется уделить музею Всесоюзного Общества Слепых при ДК им.Щелгунова в Санкт-Петербурге. Директор музея Владислав Тимофеевич Куприянов, историк по образованию, абсолютно незрячий человек. Заместитель Галина Владимировна Галюмова, инвалид по зрению. Председателем Всесоюзного Общества Слепых Санкт-Петербурга и Ленинградской области является Алексей Борисович Колосов, математик по образованию, который с детства был незрячим, но смог преодолеть свой недуг и стать полезным обществу.
    Музей, несмотря на огромное количество экспонатов как в помещении, так и запасниках, расположился в двух небольших комнатах. Самое почётное место в музее занимают работы Олега Зиновьева, в том числе работы «Александр Невский», «Замкнутый круг», «Иисус Христос возвращает зрение слепому», автопортрет, акварельная графика «Мир вокруг меня» и другие. В музее виден, можно сказать, почти спартанский порядок – ничего лишнего, все многочисленные экспонаты чётко зафиксированы на своих местах, что является жестокой необходимостью для слабовидящих и незрячих людей. Чистота безукоризненная и приятная аура, которая исходит от доброжелательной встречи и чёткого рассказа директора, твёрдо передвигающегося от экспоната к экспонату по своей «муравьиной тропе» незрячего экскурсовода в своём родном пространстве. Уникальный в своём роде музей, ютится в двух комнатах с драгоценными экспонатами, как технических достижений прошлого, так и человеческих духовных вершин. Владислав Тимофеевич и Галина Владимировна с большой гордостью и любовью рассказывают о том, что есть в музее, поглаживая почти каждый экспонат своими чуткими пальцами.

    Автор Людмила Митрохина

    • Тема изменена 5 лет назад пользователем admin.
    • Тема изменена 4 года, 11 месяцев назад пользователем admin.
    Вложения:
    #12679
    admin
    Хранитель

    Наталья Кремнева.
    Спасибо тебе огромное за статью о Зиновьеве. Я много о нем слышала, но лично его не знала. Даже не знала, что он умер в прошлом году…

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.

Общероссийский журнал для слепоглухих «Ваш собеседник». Проект реализуется при финансовой поддержке Фонда президентских грантов и софинансировании Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

2017 © Все права защищены

Сайт сделан
при поддержке
favorite_border